3. Из предложенного списка выберите и вставьте в тексте пропущенные словосочетания (слово), используя их цифровые обозначения. Запишите номера выбранных словосочетаний (слов) на места пропусков в тексте.
Увеличительные приборы
Клеточное строение означает, что тела всех организмов состоят из клеток. Эти клетки имеют достаточно маленькие размеры, что делает их невидимыми для человеческого глаза без помощи специальных инструментов. Для того чтобы рассмотреть мелкие объекты, которые нельзя увидеть невооруженным глазом, требуются увеличительные приборы.
Наиболее распространённым увеличительным прибором является лупа, которая обеспечивает увеличение в диапазоне от 3 до 5 раз. С помощью лупы можно анализировать мелкие предметы, которые плохо видны невооружённым глазом. Основой лупы служит обычное увеличительное стекло, которое для удобства используется в оправе с ручкой. Более продвинутые модели луп имеют штатив и предметный столик из прозрачного стекла, благодаря которому осуществляется удобство в работе. Штативные лупы способны увеличивать изображение в пределах 10-25 раз (рис. 1).
Устройство микроскопа
Микроскоп (от греческого слова «микрос», что означает «малый», и «скопэ», что переводится как «смотрю») является сложным устройством, которое позволяет наблюдать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 2). Обычный световой микроскоп может увеличивать изображение до 1500 раз, а электронные микроскопы обеспечивают значительно большее увеличение.
Основной компонент микроскопа — это тубус (от латинского «тубус», что переводится как «труба»), внутри которого находятся увеличительные стекла. В верхней части тубуса располагается окуляр (от латинского «окулярис», что означает «глазной»), а в нижней части установлен объектив (от латинского «объективус», что переводится как «предметный»). На обеих сторонах тубуса располагаются винты настройки.
Тубус прикреплен к штативу. С с помощью специального винта можно регулировать вертикальное положение тубуса, поднимая или опуская его. В центре предметного столика имеется небольшое отверстие, под которым расположено вращающееся зеркало, которое помогает улавливать свет. Мощный световой поток проходит через исследуемые образцы, что делает возможным их глубокое просвечивание, и, соответственно, такие микроскопы называют световыми.
Чтобы определить, во сколько раз увеличится изображение, нужно перемножить значения, указанные на объективе и окуляре. Например, если значение окуляра равно 15, а значение объектива — 40, то расчет будет выглядеть следующим образом: 15 х 40 = 600. Это означает, что изображение увеличивается в 600 раз.
Характеристика
Лупы различаются по характеристикам в зависимости от количества используемых линз:
- лупы с единственной линзой
- лупы с несколькими линзами
Крепление прибора осуществляется на штативе, также имеются модели с гибким штативом, что значительно упрощает работу с прибором. Наличие штатива позволяет надежно и прочно фиксировать лупу, предотвращая возможные перемещения исследуемых объектов. Изображение, видимое через лупу, отличается высоким качеством и четкостью.
Несмотря на наличие штатива, лупа остаётся компактной и удобной в использовании, обеспечивая хорошее увеличение объектов.
Стандартная настольная лупа предоставляет увеличение в пределах 10-25 раз. Наивысшее увеличение может быть достигнуто за счёт установки двух увеличительных стекол в оправе, которые крепятся на подставке штатива. Работать с этим типом лупы невероятно просто: достаточно поднести её к изучаемому объекту на расстоянии, которое позволит сделать изображение четким.
При наличии подвижного штатива, линзу можно наклонять под разными углами, что позволяет выбрать наиболее удобное положение и оптимальное расстояние до объекта. Ручку штатива также можно регулировать по высоте.
Строение
Конструкция лупы состоит из довольно простых деталей. Линзы с боков поддерживаются зажимами для повышения прочности или же могут быть склеены. Обычно такая конструкция обрамляется пластмассовой оправой. Основные детали вставляются в треножник штатива, сделанного из пластика или металла. Увеличительное стекло изготавливается из оптического стекла.
Структура штативной лупы определяет фокусировку на резкость за счёт продольного перемещения оправы внутри штатива с небольшими колебаниями показателей диоптрий. В нижней части штатива часто устанавливается лоток для мелочей, которые могут понадобиться при работе, а также зеркало. Объект для исследования располагается в центре столика, и для лучшего просмотра он подсвечивается с помощью зеркала. Все основные части крепятся друг к другу с помощью винта на штативе.
Конспект урока «Устройство увеличительных приборов»
Все живые организмы состоят из клеток, однако это знание пришло к людям не сразу, поскольку клетки имеют очень маленькие размеры и могут быть видны лишь с использованием увеличительных приборов. Сегодня на уроке вы ознакомитесь с такими приборами, как лупа и микроскоп.
В 1250 году английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон изобрёл лупу.
Разглядывание различных объектов через лупу было весьма увлекательным занятием. Вдруг можно было увидеть во всех деталях какое-либо зёрнышко или ножку насекомого!
Лупа является самым простым увеличительным прибором, основной его частью является увеличительное стекло, выпуклое с обеих сторон и вставленное в оправу.
Лупы бывают ручными и штативными.
Ручная лупа увеличивает объекты в диапазоне от 2 до 20 раз. При работе с ней её берут за ручку и приближают к объекту на такое расстояние, при котором изображение становится наилучшим образом четким.
Штативная лупа увеличивает объекты в пределах 10-25 раз. В её конструкцию встроены два увеличительных стекла, которые укреплены на подставке — штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.
Любители оптики, усердно изучающие изображения, которые получаются с помощью зеркал и линз, не могли не задуматься о том, как можно соединить несколько зеркал и линз для достижения лучших результатов. Из таких комбинаций постепенно были созданы трубы и микроскопы.
С открытием микроскопа наука претерпела кардинальные изменения. Если с помощью лупы можно рассмотреть лишь общую форму клеток, то с помощью микроскопа стало возможным изучение их детализации и структуры.
Микроскоп является оптическим прибором, который позволяет получить обратное изображение исследуемого объекта и рассмотреть мельчайшие детали его строения, размеры которых превышают разрешающую способность человеческого глаза.
Слово «микроскоп» происходит от греческих слов: «микрос» — малый, и «скопео» — смотрю.
Создание микроскопа произошло не мгновенно. История микроскопии богата событиями, и вы можете изучить их самостоятельно.
Световой микроскоп, с которым вы будете работать в школе, способен увеличивать изображения объектов до 3600 раз.
Микроскопы открывают перед нами невидимый мир. С их помощью можно увидеть невероятные явления, существующие на клеточном уровне.
Давайте возьмем микроскоп и изучим его строение. Запомните, что при переноске микроскопа необходимо держать его одновременно за штатив и подставку.
Важно не трясти, не наклонять и не ставить на стол микроскоп небрежно! Это объясняется тем, что у микроскопа есть множество хрупких деталей, которые могут выпасть и разбиться.
Теперь давайте рассмотрим конструкцию микроскопа.
Основная часть микроскопа — это подставка.
К ней прикреплён штатив. Штатив может двигаться, и с помощью макровинта мы можем регулировать его высоту, поднимая или опуская его.
В основании встроен микровинт. Благодаря нему также возможно поднимать или опускать штатив, но при помощи микровинта движения будут менее заметными.
Микровинт предназначен для незначительного перемещения тубусодержателя, соответственно, и объектива, на расстояния, измеряемые микрометрами.
К основанию пристроен предметный столик, на который помещается препарат — объект для изучения.
Препарат можно зажимать с помощью зажима. При необходимости зажим можно снять.
Под предметным столиком находится конденсор, или оптическая система.
Конденсор также можно опускать и поднимать с помощью винта конденсора.
История создания микроскопа
Первые микроскопы появились в конце XVI века и состояли из двух линз. В 1665 году английский учёный Роберт Гук использовал усовершенствованную модель микроскопа для изучения строения среза дубовой пробки, и на её поверхности он смог увидеть поры (ячейки). Обнаружив такие же ячейки в сердцевине бузины, он ввёл для них название клетки.
Во второй половине XVII века голландский учёный Левенгук смог сконструировать инструмент, который обеспечивал увеличение в 270 раз. Таким образом он открыл мир микроорганизмов.
Создание увеличительных приборов положило начало исследованию клеточного строения живых организмов.
Ответ
1) по выносливости: фуксия является капризным растением, а мамиллярия — выносливым;
2) по отношению к свету: фуксия предпочитает рассеянный свет, в то время как мамиллярия нуждается в прямых солнечных лучах;
3) по режиму полива: фуксия требует увлажнённой почвы, тогда как мамиллярия предпочитает более сухую почву.
10.1. Рассмотрите изображения растений: кукушкин лен, ламинария, томат. Подпишите их названия под соответствующими изображениями.
Под каждым названием укажите, в какой среде обитает данное растение: наземно-воздушной или водной.
Ответ
10.2. Рассмотрите схему, отражающую развитие растительного мира Земли.
1 – Зелёные водоросли
2 – Красные водоросли
3 – Бурые водоросли
4 – Мхи
5 – Плауны
6 – Папоротники
7 – Хвощи
8 – Голосеменные
9 – Однодольные
10 – Двудольные
Под каким номером на схеме указаны группы организмов, к которым относятся изображённые на рисунках растения? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.