Мотобуксировщик своими руками — нюансы изготовления

Вариаторная коробка передач (КП) служит для плавной передачи мощности от двигателя к гусенице, что позволяет значительно снизить износ компонентов и уменьшить расход топлива. Однако у этого устройства есть и недостатки – например, это слабый ремень агрегатов, который необходимо менять с определенной периодичностью.

Мотособаки для рыбаков и охотников – как создать устройство своими руками

Мотобуксировщик, известный также как мотособака, представляет собой незаменимый инструмент для охотников. Хотя такие транспортные средства можно купить в специализированных магазинах, их стоимость зачастую оказывается высокой. В этом случае существует выход — вы можете собрать мотособаку самостоятельно, что значительно сэкономит ваши средства. Для хорошего результата важно иметь подробную схему и чертежи, а также ряд необходимых инструментов и компонентов.

Мотособака представляет собой мини-снегоход (или мини-снегоболотоход) с установленным двигателем. Это транспортное средство состоит из гусеничного буксировщика, который соединяется с санями или волокушами. Водитель садится в сани, в которых также размещается груз. На некоторых моделях предусмотрена специальная грузовая площадка на тягаче. Мощность двигателя колеблется от 6 до 13 л. с., а скорость может достигать 30-40 км/ч. Однако следует помнить, что у мотособаки отсутствует тормоз, что является важным фактором для водителя.

Самодельный мини-снегоход

Мотобуксировщики пользуются большой популярностью среди рыбаков и охотников, а также находит применение в сельском и лесном хозяйстве для транспортировки небольших грузов. В отличие от колесной техники, лыжи на санях мотособаки позволяют передвигаться даже по рыхлому снегу и преодолевать зимнее бездорожье, что делает этот транспорт похожим на снегоход. При этом основное отличие заключается в том, что водитель располагается вне платформы с мотором, что снижает общую массу мотособаки и увеличивает ее проходимость. Дополнительными преимуществами, по сравнению со снегоходами, являются простота конструкции и более доступная цена.

На мотособаках можно перемещаться по замерзшим поверхностям водоемов — озер и рек. Они идеально подходят для любителей подледной рыбалки и были специально разработаны для этой цели. Транспортное средство легко можно перевезти в автомобиле, воспользовавшись чехлом, выгрузить на берег и использовать по прямому назначению. Мотособака позволяет перевозить грузы даже в условиях сложного рельефа, где присутствуют спуски и подъемы. Также появляются возможности для летних поездок по болотистым местам и лесным тропинкам весной и осенью.

Почему стоит изготовить мотособаку – основные причины

Как покупная техника, так и самодельные варианты отличаются высокой надежностью, компактностью и не требуют много места для хранения и транспортировки. Однако некоторые охотники выбирают самостоятельно изготовленные мотособаки, использующие доступные ресурсы. Главная причина этого выбора – экономия: создание самодельной версии может оказаться значительно дешевле, чем наименьшая стоимость готового буксировщика, например, из Китая. При аналогичных затратах можно изготовить надежный и прочный буксировщик-толкач.

Многие модели мотособак, особенно те, что были собраны в Китае, имеют множество конструктивных недостатков. Например, случаи, когда гусеница забивается снегом, могут быть связаны с недостатками в проектировании. Другие возможные проблемы включают возможность поднятия мотособаки на дыбы, застревание в глубоком снегу и забрасывание снега в сани. Эти неприятности можно избежать, если самостоятельно заниматься сборкой транспортного средства.

Стоимость изготовления буксировщика

При расположении мотора в передней части мотособаки, что практически всегда планируется в самодельных моделях, эффективность работы устройства значительно возрастает. Вот несколько явных преимуществ:

  • экономия топлива и снижение общей стоимости конструкции;
  • увеличение скорости движения;
  • возможность организации дополнительных отсеков для хранения снастей.

Основные элементы мотособаки

Ключевым компонентом этой техники является двигатель. Обычно для создания мотособак применяется одноцилиндровый бензиновый карбюраторный мотор. Резинометаллическая гусеница, обеспечивающая движение и подвеску, также играет не менее важную роль. Используя гусеницу, можно передвигаться по снегу, льду и мягкому грунту в теплое время года. Рассмотрим все составляющие мотособаки более подробно.

Двигатель устройства

Для мотособак чаще всего используют двигатели марки Honda, Yamaha (дорогие модели) или более бюджетные китайские моторы (такие как MTR, Lifan и другие). Эти силовые агрегаты могут сильно различаться по цене, однако их мощность обычно сопоставима. Хорошо зарекомендовали себя двигатели Lifan с центробежным (сухим) сцеплением. Некоторые мастера используют моторы от мотоблоков или снимают двигатели с бензопил Урал, а также с пил Дружба.

Мотор для мини-снегохода

Распространенным является мотор с мопеда Ш-58, на который рассчитано ручное переключение коробки. Также можно использовать двигатели от скутеров и других аналогичных устройств. Главное, чтобы двигатель обеспечивал хорошие тяговые характеристики и имел мощность не менее 6 л. с. Этого достаточно для перевозки одного человека и грузов до 30-50 кг. Для перемещения двух человек и груза весом от 150 до 200 кг следует выбирать двигатель мощностью более 9 л. с. Часто для тюнинга мотора используется натяжитель цепи.

Несущая рама мотособаки

Рама конструкции должна быть выполнена из качественных материалов, так как на неё ложатся высокие нагрузки, особенно при движении по сложным маршрутам. Применяется сварка рам из металлических труб прямоугольного сечения. Обычно используется труба толщиной 3 миллиметра; более тонкий металл может быстро деформироваться.

Читайте ещё:  Подскажите по навигатору

Процесс создания рамы можно увидеть на фотографиях и видео в интернете. Для этого берут две трубы сечением 20×20 мм и добавляют две трубы размером 20×40 мм, формируя каркас. В него ввариваются два уголка по 40 мм, а сверху устанавливается защитный каркас для двигателя с целью его защиты от повреждений при перевороте конструкции. К раме желательно также прикрепить оцинкованный лист, который закроет гусеницу.

Рама для мотовездехода

Подвеска мотособаки

Подвеска является важным элементом, определяющим поведение ходовой части. По конструкции она может быть катковой или склизовой. Катковая подвеска не показывает хороших результатов на снегу, но идеальна для поездок в теплое время года. Подвеска на склизах исключает забивание гусениц, но используется лишь зимой; ей необходим снег для охлаждения (лыжный модуль).

Для самостоятельного изготовления мотособаки и её использования в любое время года стоит выбрать современную катковую подвеску, не имеющую жесткого, а пружинного опирания катков. Благодаря этому мотособака будет менее жесткой и комфортнее при движении по замерзшим дорогам. При этом следует избегать переезда излишне рыхлого снега.

Склизы для мотобуксировщика

Трансмиссия мотособаки

Трансмиссия отвечает за передачу вращения вала на основную звездочку гусеницы. Коробка может быть вариаторной, механической или автоматической редукторной; некоторые из них обладают реверсом, то есть возможностью движения задним ходом. Автоматическая трансмиссия обеспечивает высокую тяговую мощность, но требует регулярного обслуживания, так как детали могут быстро изнашиваться.

Закупаем металл и собираем раму с нуля

Предположим, вы обладаете базовыми знаниями о сварке и устройстве техники. Необязательно быть выпускником технического вуза, но понимание принципов работы мотобуксировщиков вам определенно пригодится. Обращая внимание на рынок, вы заметите различные модели буксировщиков у своих знакомых и в магазинах, каждое из которых может отличаться по некоторым конструктивным решениям — например, одноопорная или двухопорная трансмиссия.

Первым делом вам необходимо будет закупить металл на металлобазе, после чего отправиться в свой гараж. Предполагается, что у вас имеются сварочный аппарат и весь необходимый инструмент, после чего можно приступить к разметке и нарезке материала. В случае отсутствия инструмента, необходимо приобрести сварочник, угловую шлифмашину и сварить ровную раму, которая будет представлять собой основу устройства. Примерный результат можно увидеть на фотографии — это рама от мотособаки.

Важно отметить, что если вы сварите искривленную раму, это приведет к поломкам подшипников на ведущем валу и смещению при работе, в результате чего появится дополнительное давление на подшипники.

Подшипники быстро выйдут из строя, и такая ситуация будет повторяться вновь и вновь, что доставляет немало неудобств. Подобные проблемы наблюдаются даже у некоторых производителей, так как они сталкиваются с кривыми рами. Поэтому, важно изготовить раму максимально ровной, обеспечив жесткость конструкции, чтобы она не искривлялась при движении. Это достаточно сложный процесс, но будет легче опытному человеку, имеющему хотя бы минимальный опыт в сварке и схожих работах.

Человек, который проводит время за компьютером на должности менеджера, вряд ли сможет собрать мотобуксировщик в гараже. Это первая сложность во время сборки — требуются специализированные инструменты и необходимые знания для успешной реализации проекта.

Закупаем металл и собираем раму с нуля

Собираем комплектующие

Второй важный момент – комплектующие. Не стоит забывать, что производитель может самостоятельно изготавливать отдельные детали, обеспечивая экономию благодаря массовому производству и отсутствию наценки. В то время как вам, как любителю-сборщику, придется приобретать запчасти в магазине с учетом наценки. Магазин, в свою очередь, стремится заработать, и в результате вы будете покупать комплектующие для вашего буксировщика с накруткой, которая иногда достигает 100% от себестоимости.

Двигатель, трансмиссия, ремень вариатора, цепи и тележки — всё это требует затрат. Если решите изготавливать тележки самостоятельно, это обойдется дорого. Гусеницу производитель продает за 6000 рублей, тогда как вам готовят её за 10 тысяч.

Максимально, на чем можно сэкономить, собирая мотобуксировщик самостоятельно, — это металл для рамы. Хотя то, что будет сэкономлено на материале, потребуется потратить на приобретение запчастей и инструмента, а также на наладку всего механизмов, чтобы устройство работало корректно.

Собираем комплектующие

Какие нужны материалы для сборки мотобуксировщика?

1. Чертежи, которые можно подготовить самостоятельно или найти в интернете.

2. Профильная круглая или квадратная труба для рамы.

3. Гусеницы и колеса для ходовой части.

4. Элементы подвески.

5. Звездочки, подшипники, цепь, гайки, болты и т. д.

volga-1100-07.jpg

volga-1100-08.jpg

volga-1100-19.jpg

volga-1100-20.jpg

volga-1100-44.jpg

volga-1100-80.jpg

Чертежи для мотобуксировщика

Сборка мотобуксировщиков своими руками распространена, и поэтому чертежи легко найти в сети. Мастера-любители создают собственные уникальные конструкции, которыми делятся с другими.

Чертежи

Двигатель — сердце мотособаки. Цена не так важна, как мощность

Как правило, для изготовления мотобуксировщиков используется одноцилиндровый карбюраторный двигатель. Они могут быть как дорогими, так и более доступными — от Honda и Yamaha, или же китайских брендов, таких как MTR и Lifan.

Читайте ещё:  Как сделать багги своими руками

Разница в стоимости может быть значительной, однако мощность у них, как доказано, сопоставима.

Мастера находят применение моторам от скутеров, мопедов и даже бензопил.

Для перевозки одного человека и грузов весом до 30-50 кг хватает 6 л.с. Однако, если нужно перемещение двух человек и при этом груз превышает 150 кг, следует использовать двигатель мощностью выше 9 л.с.

Двигатель

Расположение привода

Переднеприводные мотобуксировщики, как правило, лучше по управляемости, маневренности и проходимости. В то же время, заднеприводные чаще производятся как практичные средства передвижения и для возможности установки лыжного модуля.

Несущая рама самодельного мотобуксировщика

К несущей раме мотобуксировщика стоит относиться с серьезностью, ведь она подвергается большим нагрузкам, особенно в условиях бездорожья. Изготавливают её из профильных труб с прямоугольным сечением. Чаще всего выбираются трубы толщиной 3 миллиметра, так как более тонкие конструкции имеют tendention к деформации.

В дополнение к этому, можно использовать оцинкованный лист для закрытия гусеницы.

Рама

Подвеска мотобуксировщика

От выбора типа подвески зависит как плавность, так и скорость движения мотособаки.

Мотобуксировщик — делать самому или покупать?

Создание мотобуксировщика самостоятельно, особенно без опыта и нужных знаний, является довольно сложной задачей. Тем не менее, уделяя должное внимание деталям, демонстрируя терпение и обладая необходимыми навыками, вы обеспечите себе надежно собранное устройство, которое хорошо знаете изнутри.

Покупка готового мотобуксировщика позволяет сэкономить ваши время и усилия, давая уверенность в отсутствии проблем с заменой комплектующих или обращением в сервис, если по каким-либо причинам вы не можете отремонтировать устройство самостоятельно. Иногда дело не только в знаниях и навыках, но и в том, что порой просто не хватает времени.

Вы также можете ознакомиться с ассортиментом мотобуксировщиков на нашем сайте, чтобы понять, какие комплектующие представлены на рынке.

Сборка

Прежде всего, необходимо выполнить подготовительные работы.

Чтобы избежать проблем с эксплуатацией мотобуксировщика, важно сразу определить его ключевые технические характеристики:

  • грузоподъемность;
  • мощность двигателя;
  • тип трансмиссии;
  • система запуска двигателя — электрическая или ручная.

Также необходимо заботиться о дополнительных устройствах мотобуксировщика, таких как лебедка, осветительные приборы, защитные элементы и сиденья. После этого разрабатывается полный чертеж, на котором должны быть отображены все аспекты конструкции. Затем можно заказывать комплектующие для мотособаки или подбирать их самостоятельно из тех, что уже есть в наличии от другой вездеходной или мототехники.

Теперь можно приступать к сборке.

В первую очередь изготавливают раму (каркас) мотобуксировщика, которая будет служить основой для установки мотора, коробки и ходовой части. Для этого выбранные профильные трубы (также подойдет балка) свариваются в прямоугольный каркас. Далее варятся крепления для всех основных агрегатов мотобуксировщика, а после этого устанавливается мотор.

Ходовая часть должна базироваться на опорных подшипниках (в народе — опорник). Подходящие втулки изготавливаются на токарном станке с толщиной стенки 5 миллиметров.

Используя втулки, по углам каркаса устанавливаются подшипники. Затем создаются передняя и задняя оси (мосты), которые конфигурируются с валами вместе с втулками и опорниками. Задний мост мотобуксировщика является ведущим — на него устанавливается приводное колесо, которое крепится надежно сваркой. В свою очередь, с помощью цепи её необходимо соединить с коробкой скоростей.

Гусеницы мотобуксировщика, как упоминалось ранее, можно изготовить своими руками из транспортерной ленты шириной более 30 сантиметров или приобрести готовые, хотя в последнем случае потребуется разделить и расширить их с помощью вставок. Траки могут быть сделаны из дерева, пластика или могут быть сняты со старого снегохода. На КПП устанавливаются шкивы, соединяющиеся с приводным ремнем. К рулю фиксируются компоненты управления мотобуксировщиком — сцепление располагается с левой стороны, а ручка газа — с правой. Руль крепится к каркасу при помощи сварки с помощью двух труб и вилки. Вилка устанавливается на задней оси и фиксируется металлическими шайбами, приваренными к ней.

В конце работ дополнительно устанавливаются устройства мотособаки и необходимое оборудование. Конструкция заполняется местом для сиденья, отсеком для груза и прочими необходимыми деталями. Готовая техника будет полностью функциональной и может сравниться с заводскими аналогами, качественно выполнена и доступна для ремонта своими силами в случае поломки.

Рекомендации

Вот несколько советов по техническому обслуживанию, чтобы продлить срок службы вашего мотобуксировщика, предоставленные профессионалами.

Обслуживание гусеницы

Чтобы гусеничная лента служила долго, важно следовать ряду простых правил.

Перед началом эксплуатации (раз в день) проверяйте состояние ходовой части: лаковые катки или ослабленные болты могут стать причиной поломки гусеницы. После продолжительного перерыва в эксплуатации гусеница и элементы подвески должны быть очищены от ледяной корки.

При зимнем или летнем хранении избегайте продолжительного воздействия прямых солнечных лучей и контакта с маслами, горючими и другими нефтепродуктами на гусеничную ленту.

Со временем гусеничная лента может растягиваться, поэтому её нужно подтягивать.

Читайте ещё:  10 лучших газонокосилок для неровных поверхностей. Какая газонокосилка лучше для неровного участка.

Для проверки натяжения можно измерять провисание гусеничной ленты. Стандартным уровнем натяжения считается 2-5 сантиметров.

Чрезмерное натяжение ленты неблагоприятно сказывается на состоянии других элементов, таких как подшипники ведомой и ведущей осей, тогда как излишнее ослабление может привести к поломке и заеданию ходовой части.

Если остановилась работа гусеницы, это может указывать на поломку ходовой части. Основной причиной может быть неисправность подшипников валов или катков вследствие протечки влаги.

Регулярно проверяйте состояние ходовой части, «катая» мотособаку вручную. Осуществлять проверку стоит также с снятыми цепями и ремнями. Техническое обслуживание ходовой части мотособаки требуется проводить раз в 12 месяцев либо каждые 40 часов работы.

Техническое обслуживание мотора

Основные правила технического обслуживания легко запомнить. Первое, что нужно проверять — уровень масла при заправке. Для этого откручивайте пробку и смотрите на щуп, добавляя масло до необходимого уровня. Замена масла должна проводиться каждые 5 бензобаков.

Частая проблема — засорение кулера воздухофильтра мелкими снежинками или образовавшимися льдинками. Признаки такой неисправности включают нестабильную работу мотора, дымление или трудный запуск. В таких случаях следует просушить фильтр или заменить его на новый.

Натяжка цепи

Цепь мотособаки передает вращательные движения от ведущей звездочки на ведомую звезду, и её не следует слишком сильно натягивать, чтобы не увеличивать нагрузку на подшипники ведомой части вариаторной коробки, также недопустимо её провисание. Натяжка цепи выполняется поднятием/опусканием правой стороны ступицы ведомой части вариаторной коробки. Со временем цепь может растянуться, её необходимо подрегулировать.

Техническое обслуживание трансмиссии

Опасайте грязи, защищайте вариаторную коробку и её сопутствующие части от грязи, следите за состоянием и целостностью дисков из алюминия, цепи и ремня, протирайте их после каждой эксплуатации для защиты от попадания жидкости и масел. Не забывайте смазать вал и щек при необходимости. Избыточное количество смазки может привести к неисправности.

Открытая цепь требует постоянного ухода и прецизионного натяжения. Следите за уровнем натяжения цепи.

После каждой поездки очищайте цепь бензином и смазывайте, или протирайте цепь и профилированные колеса. Всегда рекомендуется иметь при себе запасную цепь.

Следите за сапогами разъемных соединений, очищайте и давайте просохнуть мотособаке после каждого использования, храните транспортное средство в горизонтальном положении, в сухом и проветриваемом месте, и ваш мотобуксировщик прослужит вам долгие годы без поломок.

Какую подвеску лучше выбрать

Мотособака на склизовых подвесках легче передвигается по рыхлому снегу, в то время как на колесной системе она будет испытывать трудности. Однако склизовым подвескам противопоказаны гладкие дороги и льды. Поэтому, если мотособака создается для рыбалки или с хозяйственной целью, предпочтительно остановиться на более универсальных колесных отпечатках.

Самодельная мотособака

Плюсы и минусы широких гусениц

  1. Самодельная мотособака на узких гусеницах (380 мм) будет более маневренной и легче в управлении по сравнению с более широкими (500 мм и выше). Это особенно важно, когда нужно передвигаться по лесным участкам, между деревьями и пнями или в случае, когда необходимо достать застрявшую в снегу машину. Лучше всего это совершить самостоятельно без посторонней помощи.
  2. На высоких скоростях мотособаки с широкими гусеницами более устойчивы и менее подвержены раскачиванию.
  3. На узких гусеницах максимальная скорость меньше, а способность к тяге также снижена. Это связано с тем, что изменение передаточных отношений возможно лишь на звездочках. Таким образом, при использовании звезд 12/40 можно достигать скорости до 20 км/ч без значительной потери мощности.
  4. Компактные мотособаки более доступны по цене. Например, если мотособака с шириной гусеницы 380 мм будет стоить от 25 до 30 тыс. рублей, то с шириной 500 мм могут оценить не менее чем в 60 тыс.
  5. Мотособаки с меньшей шириной легче в обслуживании, так как они менее тяжелые, соответственно, расход топлива также ниже.
  6. Проходимость как по рыхлому, так и по уплотненному снегу у обеих моделей приблизительно одинаковая, однако легкие устройства с меньшими гусеницами будут иметь преимущества из-за меньшего веса двигателя, поскольку он может иметь меньшую мощность. Это значимо в НД, когда придется ездить по замерзшим водоемам — так вы уменьшаете риск провалиться под лед. Если такая угроза существует, разумно купить надувные ПВХ-баллоны (объем которых достаточно для поддержания плавучести буксировщика вместе с вами).

Но перед началом сборки мотобуксировщика нужно задать себе вопрос о целесообразности этого мероприятия.

Как часто вы будете задействовать его?

Есть ли достаточное место для его хранения?

Если на все вопросы вы ответили «да», смело приступайте!

Оцените статью
Идеал Комфорт
Добавить комментарий