Заключение
Процесс создания багги действительно привлекателен и насыщен различными задачами, заставляющими активно думать и применять свои знания. Однако, помимо интеллектуального вовлечения, это является отличным способом отдыха и возможностью расслабиться после напряженного рабочего дня, проведенного за компьютером. Желаем удачи в вашем строительном начинании!
Двухместный багги своими руками чертежи
Часто на YouTube можно заметить, что видео о багги собирают от одной до двух сотен тысяч просмотров, и под ними всегда присутствуют комментарии в стиле «поделитесь чертежами, я тоже хочу построить такое». К сожалению, одних только чертежей и желания недостаточно; я раскрою вам главный секрет в конце этой статьи.
Необходимые знания
С первого взгляда может показаться, что багги — это простое устройство; достаточно сварить пару-тройку труб, прикрепить мотор и можно ездить. Однако на практике это гораздо сложнее. Чтобы ваш багги мог нормально передвигаться, нужны определенные теоретические знания о конструкции автомобилей.
Честно скажу, когда я взялся за создание багги весной 2016 года, мои знания о машинах ограничивались лишь основными понятиями: двигатель, подвеска, кузов и контакты для записи на сервис Subaru, где приходилось оставлять круглую сумму денег. Если бы вы показали мне рулевой наконечник и шаровую опору, я вряд ли бы их смог отличить; поворотный кулак представлялся мне чем-то почти магическим.
С чего начал я? Ушёл и купил книгу о механике.
Помещение и транспорт
Сразу понятно, что багги необходимо где-то строить. Наиболее простой вариант — это обычный гараж, который можно найти в шаговой доступности от дома, а стоимость аренды будет сопоставима с выходом с друзьями на пиво. Однако есть и серьезный минус: площадь стандартного гаража может быть недостаточной. Когда багги будет стоять на колёсах, в обычном гараже размером 20 квадратных метров будет крайне тесно.
Очень желательно иметь автомобиль, так как вам понадобится много ездить по авторынкам, разборкам и металлобазам. Кроме того, наличие фаркопа значительно упростит вашу жизнь, так как прицепы для транспортировки багги легко найти в аренду.
Имейте в виду, что движение на багги по дорогам общего пользования запрещено, и зарегистрировать его можно будет только как трактор, что потребует много времени и усилий. Следовательно, остаются два пути: либо переехать в деревню, где можно выезжать на поле, либо возить багги на прицепе.
Терминология
Необходимо вникать в термины, такие как сошки, рейки, ступицы и прочие. Проще всего будет изучить каталоги вроде «Exist», выбрав модели типа ВАЗ 2101 или 2109, и рассмотреть, как устроено их устройство и как именуются различные детали. Это значительно упростит общение на авторынке.
Инструмент
В строительстве два самых ключевых инструмента — это сварочный аппарат и болгарка, а фраза «вари и зачищай» станет вам очень знакомой.
Перед началом постройки у меня был небольшой опыт сварки с использованием электродов — я создавал столы из квадратного профиля, но по факту не умел варить. Что я предпринял?
Вот мой список инструмента:
1. Инверторный сварочный аппарат
2. Полуавтомат для MIG/MAG сварки
3. Маленькая болгарка (идеально было бы иметь две: одна для отрезных кругов и снятия прихваток, вторая для зачистки)
А как иначе получить желание заняться строительством багги?
С чего начать?
Основное, что нужно учесть в процессе постройки — это ровный пол! В гаражах это может оказаться серьезной проблемой. Идеально иметь хороший сварочный стапель, стоимость которого сопоставима с ценой старого автомобиля.
Однако вполне подойдет большой лист ДСП, под который можно сварить небольшой стол — это значительно упростит всю последовательность работ. С таким столом у вас получится создать ровную и единую систему координат, от которой будет легче производить замеры. Я очень сожалел, что не додумался об этом заранее (всегда хотелось начать как можно быстрее). Некоторые этапы, возможно, удалось бы избежать переделок.
Важно помнить о последовательности действий. Нельзя просто нарезать все трубы по чертежу, согнуть их, а затем собирать как конструктор. У вас не промышленное производство с ЧПУ, а обычная кустарная работа, поэтому размеры будут «плыть» в пределах от ±0.5 до 2 см, и вам придется выполнять много подгонок.
Чертежи для багги
Этот вопрос вызывает наибольшее количество споров! Чертежи как бы есть, но в то же время и нет:
Самое первое, что можно найти — это чертежи от компании Badland Buggy, они платные, но при большом желании можно найти и в открытом доступе. Основная сложность заключается в том, что они рассчитаны на мотоциклетные моторы и используют некоторые детали, которые у нас трудно найти. Мотоциклетные двигатели стоят значительно дороже автомобильных, и если вы начнете переделывать эти чертежи под автодвигатели, то, вероятно, от исходной конструкции останется очень мало.
Рама для багги своими руками (+ чертежи)
Чертежи багги своими руками
Прежде всего, необходимо определиться с тем, на каком именно багги вы хотите ездить (и собираетесь ли ездить по дорогам?). Должен ли он сверкать как суперкар или маскл-кар, или же быть грязным и агрессивным, как те автомобили из «Безумного Макса», но с улыбкой на лице владельца, управляющего громким внедорожным монстром.
Хотя второй вариант вызывает интерес, он имеет смысл лишь после апокалипсиса. А пока нам нужно наслаждаться жизнью в мире, где еще есть место красивым и разумным вещам. Вот фотография багги, которую мы выбрали:
На мой взгляд, она выглядит весьма привлекательно. Возникает только один вопрос — как это сделать? Вопросы о получении разрешения на её использование и о возможностях ездить по бездорожью уходят на второй план. Стоя перед такой мощью и красотой, хочется только закричать: «Убирайтесь с дороги, где моя маска и сварочный аппарат!»
Подождите немного, парень! Сначала — чертежи! Мы нашли что-то похожее в интернете — и вот они, чертежи:
Исходя из предположения, что в процессе постройки мы сможем менять внешний вид рамы по своему усмотрению, мы решили использовать эти чертежи на свой страх и риск.
Трубы для багги
Первоначальные вопросы, которые необходимо решить при создании багги: какой тип труб использовать и где их найти.
Для каждого строителя багги такие проблемы решаются по-разному. В нашем случае мы выбрали трубы диаметром 40 мм и толщиной стенки 3 мм.
Чтобы найти такие трубы, нам пришлось отправиться в промышленный район на противоположном конце города. Почему же нам не продали их где-то рядом (ведь такие места были)? Да потому что никто не собирается заказывать грузовик ради такого небольшого объема (всего 50 метров трубы) — продавец даже недовольно фыркнула, когда мы спросили. Поэтому пришлось ехать в место, где трубы были в наличии. Что касается шовных и бесшовных труб, то тут уже как повезет с наличием. Мы выбрали шовные. В конце концов, наш багги не планируется стыковать с Луной, правильно?
Трубогиб
Давайте сначала определимся: почему нельзя просто согнуть трубу об колено? Мы пытались это сделать…
Сохранённое здоровье предпочтительнее, чем тревожные попытки использовать подручные средства для сгиба труб.
Что мы получили? Сгибание труб под небольшим углом с помощью кирпичей и физической силы оказалось вполне осуществимо.
Но для участков рамы, находящихся в критических местах, где требуется защита при переворотах, изломы недопустимы.
Таким образом, возник вопрос: покупать трубогиб или заказать услугу по изгибу труб?
Мы выбрали заказать услугу, не стали тянуть. Но на всякий случай изучили вопрос.
Существуют разные типы трубогибов для разных типов труб. Вот моменты, которые стоит учитывать:
1. Трубогиб может быть спроектирован для сгиба профильных (прямоугольных в сечении) или непрофильных (круглых в сечении) труб.
2. Трубогиб может не работать с слишком толстыми трубами (всё зависит от типа трубогиба).
3. Существует несколько типов трубогибов: ручной, гидравлический, электрогидравлический и электрический. Возможно, есть и другие варианты. Зачем знать об этом? Потому что они стоят по-разному и обладают различными возможностями.
Основные возможности трубогиба, которые следует учесть при сгибании труб для багги:
1. Диапазон диаметров и толщин труб, с которыми можно работать.
2. Максимальный угол изгиба.
3. Точность угла изгиба.
Багги из Оки
Это экономичный комплект багги, рассчитанный на одного человека.
Создан он на пространственной раме, сваренной из водопроводных труб диаметром 34 мм и толщиной стенки 3 мм. Дно изготовлено из стального оцинкованного листа толщиной 1,2 мм. Борта, капот и крыша обшиты листовым дюралюминием толщиной 1,2 мм.
Двигатель — от Оки, объёмом 749 см³ и мощностью 33 л.с. Коробка передач, сцепление и трансмиссия оставлены стандартными, но автору пришлось переделать привод переключения передач. Радиатор охлаждения был приподнят вверх.
Обе подвески на этом самодельном багги сделаны на А-образных рычагах, изготовленных из труб круглого сечения 28х3 мм, крепленных к раме через сайлентблоки от «копейки». Передние поворотные кулаки установлены от Оки. Рулевая рейка также была использована от этого автомобиля, но находится она впереди передних колёс и развернута на 180 градусов. Рулевые рычаги тоже повернуты вперёд и расправлены. Конструкция была продумана так, чтобы багги оказался максимально лёгким и компактным.
Амортизаторы и пружины подвески взяты от Оки и Жигулей, но объединены в одном блоке — как на мотоцикле. Приводные валы были удлинены, так как ширина колеи увеличилась. Задние кулаки, тормоза и диски тоже от Оки.
Сиденье сделано из металлического листа толщиной 1 мм, оклеено поролоном и обшито искусственной кожей. Рычаг КПП и замок зажигания расположены слева от водителя. Все элементы управления — от Оки, включая тормоза, но без вакуумного усилителя.
Багги на основе мотоцикла Honda CBR1000F
Это более дорогой и сложный в конструкции вариант, рассчитанный на трёх человек.
Двигатель был взят от спортивного туристического мотоцикла Honda CBR 1000F 1993 года — объёмом 998 см³ и мощностью 132 л.с. Система охлаждения мотора является жидкостной, а смесь подают четыре карбюратора.
Привод был выполнен из двух дифференциалов от Ваз 2109: на одной стороне — обточенный маховик от Ваз 2101 для реализации задней передачи, на другой — стандартная звездочка на 50 зубьев. Стальная рама от того же байка интегрирована в раму багги (диаметр трубы — 34 мм).
Задние приводные валы — это укороченные полуоси от Ваз 2109, которые были разрезаны и затем запрессованы в специально изготовленную трубу. Передний поворотный кулак, суппорты, ступицы и тормозные диски также взяты от девятки. Поворотный кулак спереди — от Ваз 2106. От этой же машины установлены передние шаровые, суппорты и тормозные диски.
Рулевая колонка установлена от Ваз 2114 с регулируемым углом наклона. Рулевая рейка укороченная, также от Ваз 2109, из которой выходят рулевые тяги от Hyundai Solaris.
Инструменты и материалы
К подготовительной стадии перед началом сборки багги стоит подойти с максимальной серьезностью, ведь от тщательной подготовки зависит успех всех последующих этапов. В эту фазу включается несколько ключевых этапов:
- Определение бюджета на приобретение всех необходимых материалов и комплектующих.
- Создание чертежного проекта или использование готового решения, выбранного из популярных журналов по интересующей теме.
- Поиск надежного партнёра, поскольку собирать багги в одиночку сложно, неудобно и требует больше времени.
- Аренда ремонтной мастерской или оснастка гаража необходимым профессиональным оборудованием — подъёмниками и освещением.
- Закупка инструментов, таких как наборы ключей, сварочного аппарата и гидравлических приспособлений.
- Приобретение автомобиля донора, дополнительных автомобильных запчастей и лакокрасочных материалов.
Этот список можно дополнить, но все перечисленное выше — это самое необходимое.
Механик, который собирается изготовить багги самостоятельно, должен заранее предвидеть разнообразные трудности, в противном случае процесс сборки может затянуться на неопределённый срок.
Варианты изготовления
Создать небольшую модель багги, скажем, 4х4 своими руками можно с помощью различных основных и вспомогательных деталей, опираясь на готовые эскизы. Например, можно попытаться найти чертежи в советских журналах. В своё время было много энтузиастов-моделистов, которые обращались в редакции с просьбой опубликовать детальные планы по сборке четырёхколёсных автомобилей для гоночных трасс.
Сегодня есть много современников, которые хотят построить багги без посторонней помощи и наличия условий для разработки своей конструкции, и они делают именно так. Они внимательно исследовали интернет-ресурсы или даже пытались найти необходимые журналы в библиотеках — для получения информации о модели АБ-82, для создания которой понадобилась машина ЗАЗ 968.
Имеет смысл кратко описать процесс сборки багги на основе упомянутой модели автомобиля с нуля, так сказать, в домашних условиях.
В первую очередь необходимо купить раритетный автомобиль и разобрать его в гараже. Снять кузовные элементы, двигатель, коробку передач и прочее вспомогательное оборудование. Необходимо приобрести в магазине или на строительном рынке металлические конструкции, чтобы создать раму, использовав сварочный аппарат для соединения деталей. Размеры каркаса необходимо строго соблюдать, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.
Следующие шаги, которые следует выполнять поэтапно, будут таковы. Первым делом собрать подвеску и подварить металлические конструкции с использованием сварочного аппарата. В итоге должна получиться независимая подвеска. Обязательно уделите внимание клиренсу. Чем он больше, тем успешнее машина преодолевает различные препятствия на сложной местности.
Затем установите колеса и мотор от Запорожца. Крепления можно оставить заводскими, но модификации не запрещены. В центральной части, ближе к заднему установленному двигателю, необходимо приварить сиденье, которое можно сделать из металлических листов. На конечном этапе следует улучшить сиденье для достижения необходимого комфорта.
В процессе создания багги нужно решить вопрос с крышей. Можно взять за основу готовый проект или придумать собственный дизайнерский вариант.
Следующий шаг — продумать установку педалей, крепление бачков, цилиндров, рулевой рейки и руля. Смонтировать необходимое оборудование и отрегулировать его. Для решения таких вопросов можно использовать детали от автомобилей ОКА или ВАЗ.
В дальнейшем приварить днище. Можно использовать лист металла толщиной 1 мм. Создать одноместный багги невозможно без использования навесного оборудования. Необходимо установить генератор, закрепить ремни, оснастить электрическим оборудованием — прикрутить фары, тумблеры, зажигание и прочие элементы. После предварительной сборки желательно провести тестовый заезд по асфальтированной дороге. Багги может быть сконструирован с полным или задним приводом, поэтому стоит описать ещё один проект четырёхколёсного автомобиля с двигателем Lifan. Потребуется также:
- металлический лист;
- профили квадратного сечения;
- 4 колеса от Жигулей;
- барабаны, задний мост и другие детали;
- шаровые опоры;
- болты и гайки;
- амортизаторы от мотоцикла Восход.
КПП
Для таких двигателей подойдут коробки от старых мотоциклов, например, Днепр. В настоящее время найти такие мотоциклы стало сложнее, чем ранее, но это всё еще возможно.
К слову о мотоциклах: колеса от них, как правило, гораздо прочнее, чем у других средств передвижения. Например, мотоциклетные колеса могут не справляться с нагрузками. Если мы уже начали разбирать мотоцикл, то продолжим эту тему.
Рама
Начинать создание багги своими руками лучше всего с рамы, так как именно на неё будет установлено всё остальное. Для её изготовления используются трубы. Сделать раму не так сложно, главное следовать схемам поэтапно.
Если вы опасаетесь испортить раму для багги своими руками, в сети есть множество обучающих видео по созданию рамы. Главное помнить, что при сварке возникает напряжение в металле, и стоит обратить нужно внимание на то, чтобы не повело ваш будущий кузов.
Кузов для багги можно сделать в самых разных вариантах, от небольших до довольно больших. В первом случае получится мини-багги, во втором — туристический багги. Повторюсь, главное — всё делать по схемам.
Установка
Если вы всё проделали по чертежам, то следующий шаг — установка двигателя на ваш багги, сделанный своими руками. Тросовый вариант газа, который установлен на двигателе от мотоблока, убирать не нужно. Этот механизм будет проще установить, чем переделывать всё на педали.
После установки двигателя можно заняться созданием дна для вашего багги. Можно, конечно, обойтись и без него, однако первые модели делались без дна, но дополнительная защита не будет лишней.
Теперь можно установить сиденье. Кому какое будет удобнее — здесь лучше выбирать по предпочтениям, но стоит учитывать, что сиденье от автомобиля ОКА довольно жесткое, и мы намерены испытывать беглый бак на различных преградах.
В целом, ваш автомобиль уже готов. Если вы планируете использовать его на дорогах, то стоит добавить бампер, поворотники и фары.
Перед покорением сложных маршрутов на вашем багги стоит протестировать его на ровных дорогах, чтобы оценить, как его поведение. Если все будет в порядке, вы будете готовы к покорению самых сложных луж и вершин. Будьте готовы получать взгляды восхищения и удивления, а главное — внимание детей из окрестностей, которое будет ваше.
Как сделать самодельный электрический багги с мощным мотором
Приветствую всех!
Мы с другом решили заняться созданием мощного заднеприводного багги, предназначенного для езды по грунтовым дорогам. Для себя мы определили, что разгон до 100 км/ч должен занимать около 5 секунд, и мы стремимся уложиться именно в этот срок. Строить багги по классической схеме, где основным компонентом является двигатель от ВАЗ, нам показалось не слишком увлекательным. Мы долго думали о концепции, и идея пришла сама собой. В своё время мы ездили в Японию и на выставках познакомились с электромобилями, которые на тот момент уже входили в моду.
Мы взяли за основу багги электрический бесщеточный мотор от Nissan Leaf. Его особенностью является высокий крутящий момент в пределах 280 Н·м уже с самого начала оборотов. Поскольку наш багги электрический, и сегодня актуально добавлять «e» ко всем электромобилям, наш проект мы назвали eБагги.
В японском электрокаре установлен синхронный трёхфазный электромотор мощностью 80 киловатт (109 л.с.) при 2730-9800 оборотов в минуту. Двигатель Nissan Leaf обеспечивает крутящий момент 280 Н·м. У этого электромобиля паспортное время разгона до 100 км/ч составляет 11,9 секунды, а максимальная скорость достигает 145 км/ч, что очень хорошо для машин с большим весом.
На графике видно, что диапазон рабочих оборотов двигателя Nissan значительно шире, чем у атмосферного двигателя объёмом 1.6 литра. Обороты электромотора варьируются от 0 до 10500, в то время как у атмосферного диапазон составляет от 900 до 6500. Кроме того, пиковый момент в 280 Н·м становится доступным сразу с нуля и до 2700, после чего наблюдается плавное снижение. Это связано с тем, что с ростом оборотов магнитное поле не успевает за высокой скоростью вращения мотора, что снижает его эффективное воздействие на движение. Именно поэтому в электромобилях, таких как Tesla или Leaf, вы чувствуете мощный старт, а затем плавное ускорение. Пик мощности достигается не мгновенно, а на более высоких оборотах — с 2700 и до 10 тысяч.
Изучив площади крутящего момента и мощи, можно заметить, что они в два раза превышают показатели атмосферного мотора.
Сравнение мощности и крутящего момента от оборотов двигателя электромобиля
Один из самых дорогих компонентов самодельной электрической багги — это высоковольтная батарея. Мы приняли решение взять одну из самых недорогих на разборке. Главная цель — это покатки на даче и в деревне, поэтому сложные поездки по городам не планировались. Цена на батарею с 6 делениями остатка ёмкости составляет около 100 тысяч рублей. Наша батарея сохраняет около 60% от первоначальной ёмкости, что в сочетании с весом багги в 850 килограммов даст возможность ездить около 80 км по пересечённой местности. Мы решили сохранить оригинальный корпус от батареи Nissan Leaf. Это имеет несколько преимуществ: во-первых, он герметичен и позволит испытывать наш багги даже в водных условиях. Во-вторых, качество защиты и исполнения электроники данной батареи на самом высоком уровне. В будущем мы можем модифицировать, заменяя ячейки батареи на более современные, что значительно уменьшит вес при сохранении ёмкости, либо увеличит ёмкость при аналогичном весе.