Жизнь на воде: как устроен плавучий дом и сколько стоит хаусбот

Эти конструкции пользуются большой популярностью как в Европе, так и в Соединённых Штатах Америки. Обычно для их создания используются как новые, так и старые баржи. Несмотря на романтичный образ жизни на воде, процесс переоборудования плавсредства может быть сопряжен с различными трудностями. Кроме того, дом-баржа нуждается в регулярном техническом обслуживании днища, которое необходимо проводить каждые пару-тройку лет, что подразумевает подъем конструкции на сушу.

Какие бывают дома на воде и как они появились

Плавучие дома различаются по размерам и степени мобильности. Некоторые из них представляют собой настоящие судна, в которых можно жить подобно небольшой квартире и при желании путешествовать. Другие варианты более стационарные, однако они могут быть довольно большими — настоящими коттеджами на воде.

Хаусбот (от английского houseboat — дом на воде) — это судно, которое спроектировано как жилое пространство, но благодаря наличию двигателя может самостоятельно перемещаться по рекам, каналам и озерам.

Дебаркадер — этот термин происходит от французского слова débarcadère, что означает пристань. Дебаркадеры, как правило, крупнее хаусботов и, в отличие от них, не оснащены двигателями. По конструкции дебаркадеры делятся на два основных типа:

  1. Стационарные — это причальные сооружения с прочным основанием, которые неразрывно связаны с берегом.
  2. Мобильные — это плавучие дома, которые можно тереть при помощи буксировщика.

Обложка статьи

Точная дата постройки первого плавучего дома неизвестна, однако известно, что в результате экономической катастрофы в США в 1893 году множество семей покинуло свои дома в верхней части долины реки Миссисипи на самодельных шлюпках, в которых им приходилось жить. Они отправлялись в поисках работы в более развитые промышленные регионы. В период с 1930-х по 1960-е годы интерес к хаусботам снизился, но затем на рынке появились компании, начали строить судна с корпусами из стали или алюминия и деревянными надстройками.

Время шло, и в разных странах Европы, таких как Англия, Франция, Нидерланды и Германия, стали возникать целые посёлки хаусботов и дебаркадеров. Причинами этих перемещений на воду стали как высокие налоги на землю, так и недостаток свободной земли в крупных городах или её высокая стоимость.

В России плавучие дома начали набирать популярность в начале 2000-х годов, однако и по прошествии двадцати лет их производством занимаются лишь несколько компаний. Некоторые желающие строят хаусботы самостоятельно и живут в них, но гораздо чаще такие проекты служат основой для развития бизнеса.

Рассылка Т—Ж о дизайне и недвижимости

Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Убеждаем соседей, что это законно и экологично

Аватар автора

Я переехала на дебаркадер восемь лет назад.

Мотивация. Мы с мужем и тремя детьми жили в трёхкомнатной квартире на Васильевском острове в Санкт-Петербурге и планировали завести четвёртого ребёнка. Исходя из этого, нам нужно было искать более просторное жилье — либо большую квартиру, либо частный дом. Однако ни один из этих вариантов не устраивал нас. Дом не подходил, так как у детей была активная социальная жизнь, а у нас с мужем была работа в городе; тратить множество часов на дорогу каждый день не входило в наши планы. Мы также не нашли подходящую квартиру.

Однажды зашли на сайт Авито и увидели объявление о продаже недостроенного дебаркадера. Хозяин планировал создать внутри кафе и мини-гостиницу, но затем отказался от этой идеи. К тому моменту мы уже знали, что в других странах дебаркадеры используют как жильё, и решили попробовать этот вариант.

Недавно, обретя опыт, я начала разрабатывать проект первого в России квартала плавучих домов. Он будет располагаться на территории Галерной Гавани на Васильевском острове в Петербурге. Я верю и надеюсь, что число водных жителей в нашей стране возрастет.

Оформление. Мы не стали продавать нашу квартиру, где проживаем с детьми. Вместо этого взяли кредит для покупки дебаркадера и продали машину. Юридически мы приобрели несамоходное стоечное судно, и в то время эксперты Российского речного регистра провели классификационное освидетельствование и выдали нам соответствующий сертификат.

Обложка статьи

После подписания договора купли-продажи мы обновили договор о водопользовании с комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга. Этот документ позволил нам закрепить судно на определенным месте и использовать его по собственному усмотрению. Чтобы узнать, где разрешено ставить судно, также следует обращаться в комитет по природопользованию.

Летом 2022 года мы переместили дебаркадер с Петроградской стороны на Крестовский остров и повторно оформили декларацию о водопользовании. В нашем случае програмирование договора водопользования требуется продлевать каждый год. Существуют долгосрочные соглашения, которые могут длиться от пяти лет и более, но их оформляют редко. У нас также имеется договор с электрической компанией Россети Ленэнерго — для этой компании, как и для служб доставки, мы указываем адрес ближайшего жилого здания на суше.

Читайте ещё:  Чем отличается арматура А400 от А500. А 500 арматура какого класса.

Внешний вид. Наш дебаркадер был построен в советскую эпоху и его площадь составляют 300 м². Когда мы его приобрели, он находился в крайне плохом состоянии: корпус был ржавым, внутри были строительные остатки, а в трюме обнаружилась течь. Однако стены, окна, прочное железобетонное основание, система отопления и даже традиционный камин находились в хорошем состоянии.

Ремонт занял около одного года, поскольку все имеющиеся средства мы вложили в покупку. Но, когда четвёртый ребёнок родился, мы уже жили в доме на воде.

Так выглядел дебаркадер, когда мы решили его купить

Так выглядел дебаркадер, когда мы решили его купить.

А так он выглядит сейчас

Интерьер. Планировка была оставлена от предыдущего владельца. Он собирался использовать четыре небольшие каюты для организации мини-гостиницы. Мы организовали в этих помещениях детские комнаты с санузлом в каждой. В пространстве, где изначально планировался ресторан, мы обустроили кухню-гостиную, и теперь собираемся там всей семьёй по вечерам.

История появления хаусботов

Идея построить плавучий дом пришла в голову американцам. Более ста лет назад в США спустили на воду первый хаусбот, а уже к середине прошлого века на реках и озерах страны плавало около 2000 домов, ресторанов и гостиниц.

В Европе история появления хаусботов была связана с дефицитом суши и высокими земельными налогами. Первые европейские конструкции очень мало отличались от традиционных домов, за исключением того, что вместо фундамента они стояли на деревянных или металлических понтонах. В настоящее время в Германии, Великобритании и Нидерландах располагаются целые районы хаусботов, находящиеся вдоль многочисленных каналов и рек. Некоторые хаусботы были переоборудованы под мини-отели.

Иллюстрация хаусботов

Иногда для жилья берут списанные яхты или надстраивают платформы на баржах. В одном из таких плавучих домов живет Пьер Ришар — знаменитый актёр, который поменял квартиру на плавучий дом, пришвартованный в центре Парижа.

Пьер Ришар в своём плавучем доме

Плавучие дома в России

В России хаусботы появились в начале 2000-х годов. Некоторые плавучие дома были завезены из Европы, другие — созданы предприимчивыми россиянами с использованием подручных средств. Лишь в 2012 году, при поддержке американской компании Thoroughbred Houseboats, в Саратове было открыто лицензированное судостроительное предприятие. Спустя год, российские производители под маркой Лодка Хаус начали выпускать плавучие дома.

Саратовские хаусботы предназначены для летнего отдыха: зимой плавучие дома нужно поднимать из воды и ставить на кильблоки. Однако даже на берегу их не используют для постоянного проживания. Судно-дома обогреваются электричеством, и владельцы зимой вынуждены нести расходы за электричества. Зато летом в них можно жить с комфортом. С верфи хаусботы выходят полностью готовыми к заселению; на судне имеется вся необходимая мебель и бытовая техника. Стоимость плавучих домов Лодка Хаус составляет от 5 до 15 миллионов рублей. Их покупают в качестве альтернативы дачам или используют для бизнеса: почасовая аренда плавучего дома начинается от 4000 рублей в час или от 50 000 рублей за сутки.

В 2017 году у саратовских судостроителей появились московские конкуренты, которые собирают плавучие дома, спроектированные в Дании. В плавучих домах от Houseboat.ru можно проживать круглый год, они монтируются в лед, а 12-слойные сэндвич-панели поддерживают комфортную температуру в помещениях без больших расходов на электроэнергию. Однако стоимость таких домов значительно выше саратовских, их цена колеблется от 15 до 80 миллионов рублей. Если в сумме прикинуть стоимость квартиры, загородного дома и яхты, хаусбот окажется более выгодным, тем более что его содержание не превышает коммунальных платежей.

Так выглядят современные хаусботы

Размеры стандартного хаусбота варьируются от 11 до 20 метров, что позволяет зарегистрировать плавучий дом в Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) как маломерное судно. Судостроители-самодельщики могут делать хаусботы меньшего размера, однако на небольшой площади возможно разместить лишь плавучую беседку или баню.

Осадка плавучего дома колеблется от 30 см до 1,5 метров, однако есть маленький нюанс: чем меньше осадка, тем более чувствительным дом оказывается к качке. Если основание хаусбота погружается в воду на 30–50 см, он сможет причалить к любому берегу, но будет сильно качаться на волнах от проходящих мимо катеров. Если сделать осадку в 1–1,3 метра, дом станет более устойчивым к качке, но его можно будет причаливать только к пристани. В противном случае понадобится лодка, чтобы перевозить пассажиров на берег.

Сколько стоит жизнь на воде

Стоимость хаусботов сопоставима с ценами на загородные дома и квартиры, с которыми их часто сравнивают. Итоговая цена зависит от размеров, специфики внутреннего наполнения и материалов, из которых изготовлено жилище. Как сообщают эксперты, нижний предел стоимости хаусбота составляет в среднем 4–5 миллионов рублей и может достигать десятков и даже сотен миллионов рублей. По цифрам, приведенным президентом компании Houseboat.ru, стоимость качественного хаусбота сопоставима с новостройками стандарт-класса на окраине Москвы и может составлять от 300 до 400 тысяч рублей за квадратный метр в зависимости от комплектации. По словам главы компании Вуокса, самый распространённый бюджет для покупки хаусбота в компании составляет 6,5–7,1 миллионов рублей. За эти деньги можно приобрести хаусбот размером 10 на 12 метров. Его строительство занимает около трёх месяцев, а сборка — четыре-пять дней, как отметил эксперт.

Читайте ещё:  Фасадная система для линеарных панелей. Линдр панели что это.

Рендер хаусбота

В компании Baikal Yachts Group самый недорогой хаусбот размером 12 на 6 метров стоит 13 миллионов рублей, он оснащён стационарными двигателями. Самый дорогой хаусбот размером 20 на 10 метров, подходящий под классификацию ГИМС, может стоить 120 миллионов рублей. Оба этих плавучих дома способны выходить в море, — рассказывает владелец компании Сергей Гмыра. Но кроме стоимости самого хаусбота, необходимо учитывать и расходы на его содержание. Эти расходы включают плату за стоянку, заправку, откачку септика, техническое обслуживание и налоги (включая транспортный налог). Хаусбот может функционировать автономно при наличии генератора, который обеспечивает дом теплом и светом. Также на плавучем доме обычно имеется установка для очистки воды: речная вода очищается до состояния, подходящего для питья. По оценкам компании Houseboat.ru, в среднем ежегодные расходы на содержание составляют 30–40 тысяч рублей в месяц. Эта сумма включает плату за стоянку в марине, предоставление электричества, подключение к водопроводу и охрану. Техническое обслуживание обходится в среднем 20–40 тысяч рублей в год.

Рендер хаусбота

Хаусботы покупают под коммерцию

За последние годы наблюдается рост спроса на хаусботы, что связано как с увеличением популярности загородной жизни, так и с развитием внутреннего туризма. Большая часть покупателей (90–95%) приобретает хаусботы для сдачи в аренду, и только примерно 5–10% заказывают их для себя, как альтернативу даче, — отмечает Александр Марков. На данный момент видим повышенный интерес со стороны загородных отелей и баз отдыха, которые благодаря хаусботам расширяют свой номерной фонд и получают уникальные места размещения — на воде. Что касается физических лиц, то они в основном покупают хаусботы, чтобы пришвартоваться в живописных местах и оставаться на них длительный срок, — добавил генеральный директор Вуоксы. Кроме того, физические лица активно приобретают плавучие бани, пирсы и беседки. Например, если у человека есть выход к водоему, он может купить баню или беседку на воде, тем самым расширяя свою территорию, — пояснил эксперт.

Стоянка хаусботов

По его словам, регионы, в которых чаще всего заказывают хаусботы, включают Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Тверскую область и Карелию. То есть это те территории, где есть подходящие водоемы и платежеспособный спрос. На сегодняшний день хаусботы наиболее популярны в Москве и Московской области. Однако всё чаще поступают заказы из городов с крупными водными артериями, таких как Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Самара и Иркутск. Основные заказчики — владельцы малого бизнеса и, отчасти, владельцы и топ-менеджеры среднего бизнеса, — добавил Александр Климчук. По его данным, каждый третий заказ ориентирован на коммерческие цели — создание отелей, офисов, ресторанов и бань. Некоторые покупают хаусботы для сдачи в аренду вместо инвестиций в квартиру. Однако первоначально многие заказывают хаусбот как дачный вариант или как плавучую баню, но в итоге используют его как основное жилье, — уточнил эксперт. В нашей компании заказывают морские хаусботы в Крым, Сочи, Санкт-Петербург и города, расположенные вдоль Волги. Большинство клиентов хотят объединить дом и яхту, — добавил Сергей Гмыра.

Фото: Houseboat.ru

Плавучие дома в России

На территории России плавучие дома начали появляться относительно недавно. Однако в мире они существуют уже довольно долго. Первые хаусботы известны с 1905 года, и их начали конструировать в США. В Соединённых Штатах много озёр и хорошо развита туристическая сфера, что значительно способствовало развитию судостроения, в том числе хаусботов. Однако это были не только жилые помещения — на борту размещались магазины, рестораны и гостиницы.

Европейские конструкции значительно отличались. Они представляли собой жилые надстройки, размещённые на понтонах.

На территории России процесс производства и реализации хаусботов находится на стадии становления. В настоящее время российские конструкции производятся небольшими компаниями или даже частными мастерами. Однако некоторое время назад, в 2012 году, в Саратове было открыто лицензированное производство алюминиевых американских плавучих домов. С 2013 года саратовская компания Лодка Хаус функционирует уже самостоятельно и адаптировалась к существующим российским условиям.

Кроме того, сейчас ведётся проектирование не только единичных хаусботов, но и целых посёлков, расположенных непосредственно на водной поверхности. В ближайшее время ожидается активный рост и развитие данного рынка.

Нюансы строительства

Даже если яхта и хаусбот имеют одинаковую длину, их стоимость будет сильно различаться. Плавучий дом стоит гораздо дешевле своего «морского собрата». Это связано с тем, что весь процесс строительства яхты должен строго соответствовать стандартам судостроения. В отличие от этого, хаусбот строится по другим принципам. Плавучая основа должна соответствовать морской классификации, тогда как надводная часть возводится в соответствии с нормами строительных стандартов, что существенно снижает стоимость.

Читайте ещё:  Как правильно класть керамзитобетонные блоки: техники и особенности

Такие дома состоят из двух основных компонентов. Это плавучее основание и жилая надстройка. Основание может быть изготовлено из различных материалов. В бюджетных вариантах используется пластиковые модули, а для более дорогих моделей — алюминий. Если хаусбот предполагается использовать в условиях замерзания, то основание изготавливают из судостальной конструкции.

На начальном этапе создаются чертежи будущего жилья. Потенциальные владельцы иногда выбирают уже готовые проекты, но в ряде случаев требуется разработка индивидуального проекта, учитывающего все пожелания клиента.

В конструкции размещается необходимое техническое оборудование. К этому оборудованию относятся двигатели, инженерные системы, топливные баки и другая техника в зависимости от предпочтений владельца. На недорогих моделях устанавливают лодочные подвесные двигатели. Более сложные конструкции можно оснастить стационарными двигателями. Управление хаусботом обычно располагается в передней его части. В некоторых случаях могут быть установлены два поста управления — на первом и втором этажах.

Жилая часть делается каркасной, с утеплением и обшивкой листовыми материалами, такими как фанера или другое подходящее сырьё. К дополнительно устанавливаемому оборудованию можно отнести подруливающее устройство, что позволяет упростить управление судном, современное навигационное оборудование, глубиномер для безопасного передвижения и камеры с мониторами, размещенными на постах управления.

Чтобы закрепить конструкцию, могут использоваться бетонные понтоны. Это позволит обеспечить надежное закрепление плавучего дома на воде.

Традиционно раньше модули плавучести для таких конструкций производились из стали. Однако из-за её подверженности коррозии это сильно сокращало срок службы плавучего дома. Позже начали использовать алюминий и нержавеющую сталь, но это увеличивало стоимость процесса производства. Поэтому сегодня стали применять самые современные технологии, создавая понтоны на полиэтиленовых и бетонных поплавках.

Каждый из этих материалов имеет свои плюсы и минусы, и они выражаются в конкретных условиях. То есть в зависимости от потребностей, размеров дома, особенностей водной поверхности следует выбирать оптимальный материал для строительства. Для больших стационарных объектов лучше всего подойдут бетонные понтонные модули, обладающие хорошей устойчивостью на воде. Для небольшого судна наиболее эффективным является применение полиэтиленовых модулей плавучести.

Дебаркадеры

Дебаркадеры строятся из бетонных компонентов. На дебаркадер можно установить дом практически любой конфигурации. Такое жильё может быть обеспечено автономными системами канализации, вентиляции, водоснабжения или подключаться к сетям на берегу. Дебаркадер при необходимости можно перемещать с одного места на другое по воде. Считается, что такие сооружения весьма затратные.

Дебаркадер в качестве плавучего речного вокзала

Дебаркадеры были популярны ещё во времена Советского Союза. Тысячи людей, которые путешествовали по стране на речном транспорте, ежедневно становились посетителями таких сооружений, так как большинство речных вокзалов строились именно таким образом.

В чём же специфика обладания плавучим жилищем?

Неудачно вмерзший плавучий дом

  • Дом на воде не требует оформления земельного участка, что характерно для недвижимости в её традиционном понимании. Владельцу не нужно вписываться в кадастровый план, переоформлять над земельный участок и получать разрешение на ведение строительства.
  • Некоторые виды жилья (например, понтонные дома) не требуют причалов, и поэтому хозяевам не нужно платить за стоянку.
  • Наиболее безопасными местами для хранения водной недвижимости считаются яхтенные марinas и мелкие закрытые водоёмы.
  • Современные водные сооружения отличаются высокой устойчивостью, что делает их безопасными для пассажиров и исключает вероятность морской болезни для жильцов.
  • Плавучий дом с мотором позволяет перемещаться по воде, обеспечивая мобильность.
  • Практика показывает, что в отечественных условиях более оптимальным вариантом является использование плавучего дома как коммерческого объекта (например, элемент базы отдыха или кемпинга) или как дачи для сезонного проживания.
  • Некоторым видам плавучих домов необходимы организации хранения в зимний период, когда водоёмы замерзают (что актуально для России). Строители, предлагающие такие жилые объекты, разработали систему хранения. Надо заметить, что это не дешевая услуга. Но если плавучий дом построен в дополнение к стационарному жилью на берегу, то вопрос зимней консервации плавсредства значительно упрощается. В то же время существуют современные конструкции, в частности понтонные, которые могут успешно вмерзать в лед и также успешно размораживаться весной.

В России домов на понтонах являются наитспользуемыми по простоте возведения и оформления документов. По законодательным данным, плавучий дом на понтонах относится к несамоходным маломерным судам (при условии, что его длина не превышает 20 метров, а само сооружение не предназначено более чем для 12 пассажиров). Для его регистрации достаточно оформить заявление в соответствующих государственных органах и регулярно проходить технический осмотр. После регистрации в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам) владельцу выдается судовой билет, который передается собственнику конструкции. Предусматривается наличие средств спасения и противопожарного оборудования.

К слову, строительство дебаркадера требует гораздо большего количества разрешительных документов, по оценкам экспертов сбор необходимых документов может занять в среднем два года.

Оцените статью
Идеал Комфорт
Добавить комментарий