Можно с полной уверенностью утверждать, что сидеть бездействующим и ждать чудес не следует. Каждый, кто имеет хорошее понимание механики машин, способен сделать из мотоблока множество увлекательных и полезных устройств.
Приспособления для мотоблока: ходоуменьшитель, мульчер и противовес своими руками, размеры и чертежи колес для культиватора
Ранее операции, такие как боронение и пахота, осуществлялись преимущественно вручную, с использованием минимального количества вспомогательных инструментов. Сегодня же, благодаря специализированной технике, эти процессы стали гораздо легче. В частности, мотоблоки выступают в роли надежных помощников в садоводстве и огородничестве. Однако стоимость качественного оборудования зачастую оказывается достаточно высокой, особенно если учитывать цену самого мотоблока. Поэтому многие умельцы находят способ изготавливать самоделки, превращая обычные мотоблоки в более функциональные устройства.
Не случайно интерес к этой технике возрос параллельно с повсеместным использованием различных навесных и прицепных устройств (КУН), значительно расширяющих возможности мотоблока.
О структуре мотоблока
В этой статье будет подробно рассмотрено, как выбрать мотоблок, а также объяснено, как происходит процесс самостоятельного изготовления мотоблока и его аксессуаров. Для начала стоит внимательно изучить устройство мотоблока как инструмента малой механизации. Итак, данный агрегат состоит из нескольких ключевых рабочих узлов:
- Основной движущей силой является двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Ключевые элементы управления.
Двигатель
В большинстве мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от марки и типа мотоблока, например, Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг или Форза, двигатель может различаться по следующим характеристикам:
- Бензиновый 4-тактный двигатель. Эти двигатели обычно применяются для легких и средних мотоблоков и обеспечивает надежную работу.
- Дизельный 4-тактный двигатель. Устанавливается на тяжелые и мощные мотоблоки, предназначенные для работы на сложных и труднопроходимых участках.
Видео: Лучший дизельный мотоблок
Для более детального понимания работы дизельного мотоблока можете посмотреть видео:
Хотя в некоторых моделях мотоблоков могут встречаться 2-тактные двигатели, они становятся все менее популярными, уступая место более мощным и эффективным 4-тактным двигателям, которые чаще всего используются в современных устройствах. Их конструкция включает следующие системы:
- Система подачи топлива, состоящая из бензобака, карбюратора, воздушного фильтра и топливного шланга.
- Смазочная система, обеспечивающая смазку движущихся частей двигателя.
- Стартер, необходимый для запуска двигателя через раскрутку коленвала.
- Охлаждающая система, выводящая тепло от блока цилиндров через воздушные потоки.
- Система зажигания, создающая искру для воспламенения топливовоздушной смеси на свече зажигания.
- Газораспределительная система, обеспечивающая впуск топливовоздушной смеси и вывод отработанных газов.
Важно отметить, что двигатели поступают в продажу с уже установленными всеми необходимыми рабочими системами, что значительно упрощает процесс создания собственного мотоблока.
Трансмиссия
Основная задача трансмиссии заключается в передаче крутящего момента от мотора на колеса, а также в регулировании скорости и изменении направления движения агрегата. В систему трансмиссии входят несколько ключевых элементов: редуктор, сцепление, коробка передач и дифференциал (который не установлен во всех моделях).
Существует несколько типов трансмиссий:
- Шестеренчатая.
- Ременная.
- Цепная.
- Комбинированная.
Как правило, классическая шестеренчатая трансмиссия используется в тяжелых мотоблоках, и состоит из конических и цилиндрических шестерен.
Остальные типы трансмиссий чаще встречаются в легких и средних мотоблоках. Но вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции обязательно присутствует вал отбора мощности (ВОМ), предназначенный для передачи крутящего момента к рабочим узлам агрегата. Сцепление может быть различным, что также важно учитывать при подборе мотоблока.
Какие материалы могут понадобиться?
Для осуществления переделки мотоблока понадобятся базовые инструменты и детальные чертежи. Собрав все необходимые материалы и инструменты, можно приступить к работе.
Необходимые инструменты:
- Набор ключей и сверл;
- Электрическая дрель;
- Сварочный аппарат;
- Болгарка;
- Разнообразные крепежные элементы;
- Набор отверток.
Как создать квадроцикл и трицикл?
Говоря о квадроциклах, важно понимать, что это мощные четырехколесные мотоциклы, способные развивать высокую скорость и проходить по самым различным поверхностям. Одним из ключевых элементов квадроцикла является двигатель. Поэтому модификации, созданные на основе мотоблоков, показали отличные результаты. Для этого можно использовать любую модель, однако наилучшие результаты демонстрируют мотоблоки марки Невы.
Для создания таких машин своими руками особых переделок мотоблока не потребуется. Единственное, что нужно — это составить чертежи, после чего можно переходить непосредственно к изготовлению.
Процесс можно разделить на несколько этапов:
- Сначала нужно расширить колеса;
- Затем установить более мощные колеса;
- После этого заняться рамой.
Так как у большей части мотоблоков колеса располагаются прямо под двигателем, их необходимо немного расширить. Для этого вставки можно выточить на специальном станке. Если такой возможности нет, их можно приобрести в магазине, так как существуют адаптеры, предназначенные специально для расширения колес мотоблока.
Далее можно приступать к модификации рамы. Для создания рамы квадроцикла или трицикла подойдут рамы от велосипедов или мотоциклов. Если таких рам нет, можно использовать обрезки водопроводных труб. Такие рамы можно прикрепить с помощью штифтов, применив поворотный шарнир.
Теперь следует заняться установкой колес. Первоначально необходимо выбрать подходящие диски. Наилучший вариант — это автомобильные диски. Резина должна быть с низким профилем, чтобы обеспечить плотное прилегание к дискам.
Этот процесс переделки мотоблока позволит в итоге создать мощный аппарат, способный передвигаться по любым дорогам, при этом затраты окажутся весьма скромными.
Как изготовить раму
После подготовки всех нужных инструментов и компонентов, необходимых для создания мини-трактора, можно приступить к изменению рамы мотоблока, чтобы адаптировать её для дополнительной пары колес. Платформу будущего самодельного устройства можно сделать цельнометаллической или переломной, используя швеллеры или профильные металлические трубы. Продольные и поперечные лонжероны легко изготовить: нарезаются болгаркой и соединяются электросваркой или крепежными элементами. Для повышения надежности болтовые соединения можно дополнительно обварить.
При преобразовании культиватора в мини-трактор зачастую используют именно переломную раму, состоящую из двух независимых полурам, соединенных при помощи шарниров. Такая конструкция позволяет всем четырем колесам трактора практически всегда контактировать с грунтом. Это исключает их вывешивание при работе на неровных поверхностях или скользких дорогах. Такой подход значительно повышает устойчивость мини-трактора на базе мотоблока, улучшает маневренность и проходимость при проведении пахотных и транспортных работ.
К передней или задней части подготовленной рамы следует установить навесное устройство, которое позволит трактору выполнять работу с дополнительными инструментами. Также можно сразу установить фаркоп для буксировки прицепа, что значительно расширит функциональность самодельного мототрактора.
Монтаж ходовой части
По завершении установки приспособлений для навески необходимо установить колеса на обе оси (переднюю и заднюю). На заднюю ось обычно крепят те колеса, которые идут в комплекте с мотоблоком (например, модели СКАУТ, Зубр, Нева), а на переднюю ось устанавливают диски от легкового авто или сельскохозяйственной техники. Важно выбирать колеса с глубоким протектором — это обеспечит высокий уровень проходимости и улучшит сцепление колес с грунтом, что в свою очередь упростит управление.
Чтобы обеспечить полноценную переднюю ходовую часть самодельного трактора, целесообразно приобрести ступицы, а также тормозную систему, и желательно, чтобы в комплект входили рулевые тяги, рулевое колесо, редуктор и рулевая колонка. Их также можно доработать, сняв с поддержанного легкового автомобиля.
Подборка колес на переднюю часть мини-трактора осуществляется следующим образом:
- Подбирается металлическая профильная труба, соответствующая диаметру передней оси самодельного трактора;
- К краям профиля прикрепляются колесные ступицы;
- Установка всей конструкции со ступицами на передней раме проводилась по центру;
- Монтаж рулевых тяг, после чего их следует выровнять с рулевым редуктором;
- Фиксация редуктора на раме;
- Установка рулевой штанги и рулевого колеса;
- Регулировка рулевой колонки и руля.
Иногда переднюю подвеску трактора дополняют пружинными амортизаторами для обеспечения большего комфорта во время работы. После сборки рулевой колонки по чертежу производится монтаж задних колес.
Задняя ось культиватора устанавливается на подшипники, которые тщательно запрессованы в сферические втулки. На неё монтируется шкив, который будет передавать крутящий момент от двигателя к вращающимся узлам. Возможна установка задних колес без дифференциала — это упростит конструкцию и минимизирует вероятность пробуксовки будущего мини-трактора при работе на сыпучих грунтах.
Оптимальный диаметр колес для трактора составляет 30-36 см (например, как у модели СКАУТ Т-15). Установка меньших колес приведет к значительному крену вперед. Конструкция с большими колесами сделает машину неуправляемой и ухудшит её маневренность, особенно при работе с прицепом. После успешной установки колес и рулевой колонки можно переходить к компоновке основного узла автоматики — двигателя.
Мотособака и каракат
Те, кто хотя бы раз ездил на импортном мотобуксировщике, заметят много общего в его конструкции с обычным мотоблоком. У них схожий передний тяговый узел с двигателем, аналогичные методы передачи крутящего момента и похожие органы управления на руле. Не хватает только гусениц, которые позволили бы мотособаке буксировать сани и пассажира по снежному полю.
Поклонники рыбалки и охоты, стремящиеся создать мотобуксировщик, могут воспользоваться двумя путями: приобрести готовую снегоходную приставку или произвести её самостоятельно.
Сегодня гусеничные приставки для большинства моделей мотоблоков (Нева, Салют, Агат, Фаворит, Каскад, Форза и др.) изготавливаются в промышленных масштабах. Цена за такой узел довольно высока — около 30 тыс. рублей.
Поэтому те, кто планирует сэкономить и знаком с гусеничной конструкцией, могут изготовить её и лыжные сани самостоятельно. Для этого нужно сварить прочную раму, на которой разместятся двигатель и руль, а также ходовая и ведомая звездочки, дополненные двумя промежуточными валами с резиновыми катками.
Говоря о возможностях, которые открываются при переделке мотоблока, стоит также упомянуть интересный проект — каракат. Основная сила этой конструкции заключается в больших колесах, которые создаются из обычных автокамер, соединяемых прочными ремнями.
Иногда в качестве шин сверхнизкого давления используют покрышки от грузового автомобиля. Их облегчают, аккуратно вырезая часть поверхности электрическим лобзиком, оставляя лишь часть борта и рисунок протектора для улучшения сцепления с грунтом.
На каракат устанавливали самодельные колесные диски, дорабатывая и расширяя стандартные автомобильные. Также для легкого мотоблока можно установить совершенно оригинальный диск колеса. Для этого два алюминиевых тазика свариваются по контуру, дно вырезается до размера ступицы, обеспечивая им ребра жесткости и боковые ограничители для фиксации камеры.
Несмотря на свою внешнюю неуклюжесть, каракат на базе мотоблока удивительно проходим и устойчив. Эта машина справляется не только с болотистой местностью, но также способна перевозить грузы до 100 кг.
Тем, кто намерен собрать квадроцикл, используя в качестве основы мотоблок, следует учесть, что сверхвысокой скорости на нем добиться не удастся. Однако по маневренности и проходимости этот аппарат ничем не уступает более дорогим оригинальным аналогам.
Посадка в самодельном внедорожнике остается традиционной для мотоблоков, а не мотоциклетной, как в квадроцикле. Изготавливать собственные колесные диски для такого квадроцикла не придется. Можно использовать стандартные от какого-либо легкового автомобиля, которые предусмотрены для установки широкопрофильных грязевых шин.
Как реализовать ходоуменьшитель
Ходоуменьшитель. Этот элемент является обязательным для любой самодельной конструкции на базе мотоблока. Благодаря ему можно работать на пониженной скорости, что необходимо для культуры, такой как картофель – для окучивания или нарезания борозд. Если вы упустите этот момент при создании машины, это может привести к необходимости дальнейшей переработки мотоблока. В заводских моделях ходоуменьшитель устанавливается изначально и является частью редуктора. Если же вы решили его не устанавливать, то мотоблок можно будет использовать лишь для транспортировки грузов или вспашки земли, но не в сложных условиях, например, между деревьями.
Редуктор — это устройство, которое надо устанавливать между двигателем и колесами. Неважно, создаете ли вы самодельный мотоблок из бензопилы или мотоциклетного двигателя. Однако, помните, что при установке подобных механизмов:
вся мощность должна передаваться через них.
Дополнительное оборудование
Прицеп играет важную роль в системе. Чтобы самостоятельно создать транспортное средство на базе мотоблока, нужно будет собрать несколько компонентов. Важным моментом является сцепка. Прицеп может быть оснащен сиденьем для удобства водителя и управления. Для его создания вам понадобятся:
- Трубы с прямоугольным сечением;
- Колеса;
- Металлические листы толщиной 0,3 миллиметра;
- Крепежи: уголки, гайки, болты и прочее;
- И, конечно, инструменты;
- Дрель;
- Сварочный аппарат.
Рама прицепа должна иметь прямоугольную форму. Уголки можно использовать для создания задних и передних поперечин. Соединив их вместе, вы получите сетчатую конструкцию. Затем к продольным поперечинам нужно прикрепить четыре стояка. Если ваша цель — создать надежный самодельный прицеп, можно добавить ещё по одной стойке по длинным сторонам каркаса, однако тогда для него не получится изготовить откидные борта. На поверхность сетки необходимо положить 0,3-миллиметровую сталь, которая дополнительно будет использоваться для создания бортов.
Прилепите к двум передним поперечинам лонжероны. Это поможет установить ходовую балку; для этого потребуются рессоры. Чтобы создать балку, нужно составить два швеллера в Т-образной форме. Позже останется лишь оснастить конструкцию колесными осями. Сделайте дышло из прямоугольной трубы, сварив её в треугольную форму. Отметим, что сиденье также можно установить не только на прицепе, но и на дышле. Это — путь модернизации мотоблока. При необходимости на него может быть установлена лебедка, что повысит его функционал.