Высокая маневренность компактной техники позволяет выполнять множество разных работ даже в тех местах, куда не может проехать более крупное и мощное оборудование. Мини-трактор гораздо устойчивее и прочнее, чем мотоблок, что делает его отличным выбором для транспортировки различных грузов.
Минитрактор из мотоблока
Мотоблок — это надежное решение для механизации трудоемких сельскохозяйственных задач на личном участке. Тем не менее, этого агрегата явно недостаточно для масштабного фермерского производства, которое является источником постоянного дохода для многих. У многих владельцев мотоблоков возникает искушение адаптировать свою технику, дооснастив её для работы в качестве мини-трактора, чтобы сократить затраты.
Однако возникает вопрос: станет ли мини-трактор, созданный на базе мотоблока, более производительным и многофункциональным? Давайте постараемся ответить на этот вопрос в рамках нашей статьи.
Ключевые преимущества трактора, созданного на основе мотоблока.
В сравнении с трактором, мотоблок менее удобен в эксплуатации. Его ограничения по производительности зависят не только от характеристик самой машины, но и от значительных физических нагрузок, на которые подвергается оператор. Если трактор управляется как полноценный агрегат, то с мотоблоком трудится сам человек, что может вызывать быстрое утомление.
Желание преобразовать мотоблок в мини-трактор вполне объяснимо. Это решение имеет несколько весомых преимуществ:
- Процесс создания сельскохозяйственного автомобиля, способного значительно облегчить физический труд, может оказаться менее сложным, чем покупка нового трактора — но только при наличии у вас соответствующих технических навыков, опыта в ремонте сельхозтехники и инструмента;
- Экономия топлива. Самодельный минитрактор будет потреблять бензина или дизеля столько же, сколько и мотоблок;
- Расширение функционала за счет возможности подключения различных навесных орудий. Например, мощностей тяжелых мотоблоков достаточно для работы со штабеллером, но этот функционал доступны лишь для минитракторов;
- Сравнительная легкость в управлении. В отличие от работы на мотоблоке, где надо постоянноurf-качаться, машинисту трактора главное — не уснуть за рулем;
- Высокая маневренность — у четырехколесного мотоблока маневренность может превышать способность промышленных минитракторов;
- Повышенная возможность движения без прицепа. Прицеп-адаптер нужен, когда необходимо использовать мотоблок в качестве транспорта, но переделанный в минитрактор мотоблок может передвигаться без него.
Заводские версии мини-тракторов часто имеют довольно высокую стоимость. Для начинающих фермеров это может оказаться серьёзной преградой из-за ограниченности финансов. Однако превращение мотоблока МТЗ в минитрактор становится более доступным и экономичным вариантом. При этом такой трактор будет способен выполнять все возложенные на него задачи. Новые запчасти для мотоблоков всегда доступны для покупки, их замена не вызывает затруднений, главное — найти надежного поставщика.
Очевидным преимуществом мотоблоков перед тракторами является более низкая цена. Для небольших посевных площадей габариты техники играют важную роль: чем компактнее и маневреннее машина, тем эффективнее проходит вспашка. Такая техника легко проникает даже в теплицы для выполнения сельскохозяйственных работ. Исходя из всего этого, самодельный трактор из мотоблока, зачастую называемый «переломка», безусловно, является выгодным решением для независимых фермеров. В процессе эксплуатации на него легко можно менять навесное оборудование, что делает машину многофункциональной.
Общий экскурс в технологию
На протяжении нескольких десятилетий Минский тракторный завод выпустил широкий ассортимент мотоблоков. Хорошо знакомая многим модель МТЗ 05, которая была выпущена еще в советское время, пользуется спросом и сегодня. Она хорошо подходит для переделки в минитрактор. Однако наиболее подходящими моделями для создания мини-трактора являются МТЗ-12 и МТЗ-09Н. Прежде всего, это самые мощные мотоблоки, что значительно повышает их производительность. Во-вторых, конструкция этих агрегатов позволяет быстро и без особых хлопот переделать их в минитракторы, что экономит ваши ресурсы, как время, так и средства.
Отличительной чертой мотоблоков МТЗ является то, что они оснащены двумя цилиндрами дизельного двигателя. Самодельные минитрактора, созданные на их базе, могут быть не трехколесными, а четырехколесными.
Комплект для переделки
Ранее упомянутые отличия несколько усложняют процесс преобразования мотоблоков в мини-трактора. Специальный модуль переоборудования позволяет избежать необходимости поиска отдельных частей и думать, как создать какие-то элементы трактора с нуля.
Используя комплект КИТ, можно добиться следующих трех преимуществ:
- возможность отказаться от прижима навесных частей;
- избежание сильных вибраций;
- значительное упрощение работы в поле.
Одной из особенностей КИТ является подключение руля через редуктор червячного типа. Также управление осуществляется с помощью рулевых тяг со стандартными наконечниками.
В комплект входят тормозная установка барабанного типа, которая приводится в действие гидравлической жидкостью. Акселератор работает вручную, а комплекс тормоза и сцепления управляется педалями. Конструкторы модуля переоборудования предусмотрели установку для коробки передач так, чтобы она была направлена в сторону водителя, и крепится она к раме.
Навесные и прицепляемые устройства соединяются с помощью специального устройства крепления. В набор КИТ №1 входят крепление, позволяющее установить газонокосилку и снегоуборочный отвал, а также передние колеса от автомобилей «Жигули».
Также стоит обратить внимание на следующие элементы:
- рама;
- основание для сидения;
- само сиденье;
- защита для водителя;
- спинка сидения;
- крылья мини-трактора;
- рычаги, предназначенные для блокировки и разблокировки одной из полуосей;
- тормозной цилиндр;
- гидравлический резервуар;
- барабан и опорный диск.
Обратите внимание, что задний мост и вспомогательные элементы, а также передние колеса не входят в комплект КИТ. Что касается необходимых инструментов, их следует подбирать индивидуально в зависимости от ваших нужд.
Тем не менее, вам в любом случае понадобятся следующие инструменты:
- молотки;
- электрические дрели;
- ключи;
- сварочный аппарат и электроды;
- углошлифовальная машина (УШМ);
- крепежи;
- струбцины;
- угольник;
- сверла для работы со сталями;
- металлические круги для резки.
Выбор колес может проводиться по вашему усмотрению. Можно использовать как автомобильные колеса, так и колеса, которые уже есть на аналогичном мотоблоке.
Стоимость полностью готовых комплектаций для переделки мотоблоков в мини-трактора составляет в среднем от 60 до 65 тысяч рублей. При этом дополнительные устройства могут значительно увеличить эту сумму. Варьируя набор вспомогательных компонентов, вы сможете изменить общие затраты.
Как произвести переделку?
Если вы решили создать мини-трактор собственными силами на базе мотоблока Crosser CR-M 8 или Агро, вам необходимо использовать следующий комплект оборудования:
- конструкция рамы;
- рычаги для блокировки полуоси;
- сиденье с опорой;
- руль;
- защита, предотвращающая травмы водителя при контакте с вращающимися ремнями;
- крылья, предотвращающие выброс грязи из-под колес;
- тормозной цилиндр и барабан;
- емкость для тормозной жидкости;
- рычаги для блокировки полуоси;
- подъемное устройство (крепление сзади);
- устройство для крепления почвенной фрезы.
Перед началом работы обязательно следует изучить инструкцию к мотоблоку.
Если миксер укомплектован электрическим стартером, вам потребуется подготовить 200 см кабеля сечением 1 см.
Из мотоблока упомянутой модели можно создать мини-трактор с такими параметрами, как:
- клиренс (дорожный просвет) — 21 см;
- общая длина — 240 см;
- ширина — 90 см;
- масса — около 400 кг.
Вес самого комплекта для переделки составляет приблизительно 90 кг.
При модификации мотоблоков Агро следует отметить, что их полуось часто оказывается недостаточно прочной. При повышенных нагрузках она может не выдержать. Поэтому обязательно потребуется установить более надежную деталь вместо стандартной.
Независимо от марки и особенностей будущего использования трактора, вам обязательно необходимо подготовить подробный чертеж, на котором будут показаны места крепления лопаты и других вспомогательных компонентов.
Составление чертежей не сводится только к рисованию образцов — вам также предстоит учесть все нюансы и провести необходимые расчеты.
Несущая конструкция создается из стальных профилей или труб. Толщина металла должна быть значительной. Чем массивнее используются стальные элементы, тем более надежным и долговечным будет итоговый продукт.
Для соединения частей рамы следует использовать один из следующих методов:
- сварка;
- соединение с использованием болтов и гаек;
- комбинированный подход.
Укрепление конструкции осуществляется с помощью поперечных балок. Ребра жесткости рекомендуются к использованию в полноприводных системах, подвергающихся значительным нагрузкам.
При сборке обязательно запланируйте механизм, с помощью которого будет осуществляться крепление навесного оборудования к раме.
Если вы планируете использовать мини-трактор в качестве тягача, следует монтировать фаркоп сзади.
Передние колеса изготавливаются на основе готовых ступиц и крепятся на трубе, ширина которой совпадает с осью. Когда этот этап завершен, нужно сверлить отверстие в центре и крепить трубу на раме. Для соединения с рулевыми тягами вам потребуется использовать червячный редуктор, который обеспечит управление поворотами колес.
После установки редуктора следует заняться монтажом руля. Затем нужно установить заднюю ось с помощью втулок и подшипников. Далее установите шкив, через который будет передаваться энергия, вырабатываемая двигателем, на ось.
Задние колеса можно выбрать в зависимости от вашего вкуса: это могут быть как легковые колеса, так и колеса от поставляемого мотоблока. Рекомендуется, чтобы их диаметр был в пределах от 30 до 35 см.
Быстрый способ изготовления минитрактора
Прицеп-адаптер является украшением мотоблока, так как его легко присоединить к основному агрегату, что позволяет получить функциональность мини-трактора. Для создания самодельного устройства потребуется конструкция на основе одноосной рамы. В качестве подвески можно использовать детали от мотоциклетной коляски. Ось следует изготовить из стального уголка размером 4х4 см. К уголку привариваются колесные втулки, при этом важно точно рассчитать их положение и обеспечить надежность крепления. После этого устанавливаются колеса.
Следующий этап производства — крепежная система. Для этого мотоблок нужно расположить рядом с осью и произвести замеры для отрезки трубы. Для большей надежности в месте крепления можно приварить дополнительную раму размером не более 30*30 см.
Заключение
Сборка минитрактора своими руками на базе мотоблока — это задача, которую вполне можно решить. Если использовать уже готовый комплект, процесс значительно упростится, но также можно сэкономить и сделать все с нуля. В интернете можно найти множество обучающих видео по этой теме, и одним из них мы поделились ниже:
Свежие новости о гаджетах и технологиях доступны в нашем Телеграм-канале.
Общее руководство по переделке мотоблоков
Теперь мы рассмотрим общее руководство, как сделать мини-трактор из мотоблока и что для этого потребуется. Руководство подходит для моделей Кентавр, Зубр и Агро. Переделка мотоблока МТЗ производится по другому принципу, и инструкцию для него мы предоставим ниже.
Совет! Комплект для переделки может стоить около 30 тысяч рублей. Это может показаться дорогим, но он предоставляет весь необходимый комплект запчастей.
Изготовление рамы
Создание мини-трактора на базе мотоблока начинается с сборки рамы. За счет ее удлинения получится установить дополнительные колеса, сиденье водителя и рулевое управление. Раму сваривают из стальной трубы, швеллера или уголка. Не имеет значения, какое сечение заготовок, но важно, чтобыFinished construction не деформировалась при дальнейшем использовании. Материал для рамы можно выбрать с некоторым запасом, так как утяжеление готового агрегата значительно улучшит его сцепление с грунтом.
Р выбранный материал для рамы подготавливается: его резать болгаркой на нужные заготовки, а затем сваривают, создавая прямоугольную конструкцию. Для дополнительной прочности можно усилить стыки болтовыми соединениями.
Совет! Установите поперечную балку в центре рамы. Это необходимо для усиления структуры. Такая рама сможет выдерживать большую нагрузку и прослужит дольше.
К готовой раме осуществляется монтаж навески, которая может быть расположена как спереди, так и сзади. Это устройство будет необходимо для работы с дополнительным оборудованием. Если планируется транспортировка грузов, то к задней части также нужно прикрепить фаркоп.
Изготовление ходовой части
Далее, переделка мотоблока в мини-трактор предполагает создание ходовой части. Сначала нужно начать с передних колес. Для этого необходимо найти или приобрести две ступицы с тормозами и установить их на отрезок стальной трубы. Точно в центре получившейся оси необходимо сверлить отверстие. Оно должно быть сквозным, и именно через него ось крепится к переднему поперечному элементу рамы. Далее устанавливается редуктор с червячным механизмом, который соединяется с рулевыми тягами передней оси. После завершения этих шагов устанавливают рулевую колонку.
Задняя ось мини-трактора, оборудованного двигателем от мотоблока, монтируется на подшипниках, которые предварительно запрессованы в стальные втулки. Эта деталь ходовой части оборудована шкивом, который передает крутящий момент от двигателя к колесной оси.
Совет! Для самодельного мини-трактора рекомендуется использовать колеса радиусом от 12 до 14 дюймов.
Установка мотора
Чаще всего двигатель устанавливают спереди на самодельный мини-трактор, для чего сварите крепления на раме. Такое расположение мотора позволяет поддерживать оптимальный баланс при работе с навесными приспособлениями.
Крутящий момент передается на шкив оси через ремень. Он должен быть хорошо натянут, так что крепежи мотора следует сделать регулируемыми.
Важно! При установке мотора необходимо следить за тем, чтобы оба шкива находились в одной линии.
Установка дополнительного оборудования
После того, как сборка мини-трактора завершена, начинают придать конструкции завершенный вид. Для начала устанавливают тормозную систему, обязательно тестируя ее работоспособность. Для работы с дополнительными орудиями к раме подключают гидравлики. Сиденье водителя прикручивается болтами к заранее приваренным стойкам, которые должны крепиться к раме.
Переделка мотоблока МТЗ
Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока МТЗ необходимо устранить одну ключевую проблему. Она заключается в том, что двухцилиндровый дизельный двигатель смещает центр тяжести на переднюю часть рамы.
Решить эту проблему можно следующими действиями:
- У МТЗ имеется режим работы с косилкой. Именно на него и следует переключить агрегат;
- На место передней площадки установить рулевое управление и колесо от мотоцикла;
- В верхней части рамы есть ниша с рулевой тягой. В этом месте нужно установить регулировочную тягу для усиления жесткости конструкции;
- Сиденье оператора с помощью дополнительных креплений приварить к площадке;
- Из качественной толстой листовой стали необходимо вырезать еще одну площадку для установки гидравлики и батареи — ее нужно приварить рядом с мотором;
- Для установки дополнительных элементов гидравлической системы сзади рамы следует приварить крепления;
- Тормозная система будет ручной и устанавливается на переднем колесе.
В итоге получается трехколесный мини-трактор из мотоблока МТЗ, который удобен в управлении.
Это все секреты самодельных проектов. Не забывайте, что каждая модель мотоблока имеет свои конструктивные особенности, поэтому подход к процессу трансформации следует выбирать индивидуально.