Существует множество факторов и условий, которые запускают химический или электрохимический процесс ржавления. Причины, способствующие появлению ржавчины на кузове автомобиля, можно разделить на несколько ключевых категорий.
Способы долгосрочной и качественной защиты автомобиля от ржавчины
Среди большинства автовладельцев актуальна мысль, что если нет возможности приобрести новый автомобиль, необходимо сделать так, чтобы существующий служил как можно дольше. Внешний вид машины, пораженной ржавчиной, — это лишь малый аспект проблемы. Одновременно с кузовом коррозии подвергаются топливные и тормозные трубки, а также выходит из строя электроника. Ухудшается безопасность, особенно когда страдают такие элементы, как пороги, лонжероны и подрамники. Поскольку коррозия может полностью уничтожить VIN-номер на кузове, это добавляет серьезные проблемы. Чтобы предотвратить подобные ситуации, необходимо заранее организовать все необходимые противокоррозийные мероприятия.
Прежде всего, необходимо защитить кузов от ржавчины. Если автомобиль уже активно эксплуатировался, перед зимним сезоном, когда дороги покрываются солью и песком, требуется тщательно обработать наименее защищенные участки кузова, которые могли получить повреждения в течение летнего времени. Это касается и новых автомобилей. Не следует раздувать ожидания по поводу антикоррозийной обработки, выполненной на заводе — информация о том, что такая обработка на конвейере в действительности не проводится, широко доступна, и не раз демонстрировалось, что новые автомобили часто имеют ржавые сварные швы.
Как ржавчина на тормозных дисках может привести к дорогому ремонту
Подробности ухода за тормозными механизмами
Говоря о дилерах автомобилей, следует отметить, что они зачастую ориентированы на получение дополнительной выгоды, что нередко влияет на качество антикоррозийной обработки. Часто можно услышать, что в лучшем случае они просто легонько наносят защитные средства для видимости. После года-другого использования многие автомобили сдаются в трейд-ин, и раньше важным аспектом было выполнение плана по продажам. Однако на сегодняшний день не наблюдается высокой активности среди клиентов, желающих менять свои трехлетние автомобили на новые. Большинство автовладельцев предпочитает продолжать эксплуатацию своих авто.
По этой причине необходимо взять дело в свои руки и внимательно осмотреть кузов. Особое внимание стоит уделить нижним участкам, таким как пороги и днище, которые способны очень быстро сгнить. Особенно критичными являются места, где автомобиль контактировал с различными предметами — например, вы могли задеть высокий бордюр порогами, и не исключено, что в днище появились сколы от камней.
Если во время осмотра были обнаружены повреждения покрытия или, что еще хуже, обнаженный металл, не стоит ни в коем случае использовать «колхозные» методы лечения, такие как мазать пушечным салом с добавлением отработанного масла. Это советы бывших «гаражных мастеров», которые не понимают, что окислы в отработке неэффективны в борьбе с коррозией. Вместо этого нужно применять только специализированные средства. Для защиты днища автомобилей используются антикоррозийные составы, которые образуют прочную водоотталкивающую пленку, защищающую от агрессивного воздействия внешней среды.
Почему происходит ржавление автомобилей?
Разберем причины, по которым кузова автомобилей подвержены коррозии, и какие факторы усугубляют этот процесс. Коррозия материала — это спонтанный электрохимический процесс, в ходе которого электроны из кузова автомобиля (анод) перемещаются на другие металлические элементы (катод) через электролит — воду с растворенными в ней солями. Проще говоря, ржавчина является оксидом железа, который образуется в результате взаимодействия металла с кислородом, растворенным в воде.
Это значит, что при отсутствии влаги или воды с растворенным кислородом ржавчина не образуется. Тем не менее, российские автовладельцы чаще сталкиваются с противоположной ситуацией, которая может быть осложнена множеством факторов — среди них грязь на кузове, соли и реагенты, которыми зимой часто обрабатывают наши дороги, а также сколы, царапины и микротрещины на лакокрасочном покрытии, возникающие в процессе эксплуатации или с течением времени.
Как избежать появления ржавчины?
Прежде чем отвечать на вопросы о том, чем обработать, чтобы предотвратить ржавление, и какова стоимость антикоррозийной обработки днища автомобиля, стоит рассмотреть предупредительные меры, которые помогут уменьшить вероятность появления коррозии на кузове вашего авто. Если вы пользуетесь автомобилем регулярно, то следует мыть его хотя бы раз в неделю — например, по выходным. Это особенно актуально зимой, когда под колеса может попасть практически вся таблица Менделеева.
Чтобы предотвратить повреждение лакокрасочного покрытия, вызванное солями и реагентами, не достаточно просто смывать грязь водой. Мыть автомобиль следует с использованием моющего средства, при этом желательно тщательно очищать колеса и элементы подвески в колесных арках, а также, насколько возможно, — днище.
Рейтинг топ-3 лучших преобразователей ржавчины для автомобилей в виде геля по версии КП
При необходимости очистки горизонтальных поверхностей большой площади целесообразно использовать гели. Если ржавчина имеет незначительное распространение или локализуется на наклонной поверхности, применение гелей также будет предпочтительным.
1. Преобразователь ржавчины KUDO со структурным модификатором с кисточкой 0.01
Эффективный преобразователь ржавчины для черных металлов, идеально подходит для обработки кузовов автомобилей и выполнения ремонта мелких повреждений перед покраской. Он обладает высокой проникающей способностью, что способствует эффективному удалению коррозии. Состав не повреждает металл, а образует защитную фосфатную пленку, обеспечивающую хорошую адгезию с грунтовками, красками и лаками.
Плюсы и минусы
Необходимо обязательное покрытие грунтом или краской после обработки; небольшой объем упаковки.
2. Преобразователь ржавчины KERRY со структурным модификатором
Как и средство от KUDO, преобразователь KERRY следует наносить в два этапа с интервалом 10-15 минут, предварительно подготовив поверхность и удалив рыхлые слои ржавчины с помощью металлической щетки. Продукт демонстрирует хорошую проникающую способность и образует на поверхности железо-цинк-фосфатную пленку, которая качественно защищает автомобиль от новых проявлений коррозии. Пользователи в отзывах отмечают, что средство быстро сохнет (примерно за полчаса). Важно хорошо промыть обработанную поверхность и покрасить ее в течение суток после обработки, иначе ржавчина может вернуться.
Плюсы и минусы
Обязательная окраска обработанной поверхности в течение суток; не рекомендуется использование при низких температурах.
3. Преобразователь ржавчины в грунт LOCTITE SF 7505 Super Rust Killer
Если вы планируете поездку на своем автомобиле в жаркую пустыню, этот гель от бельгийского производителя станет отличным вариантом. Он обладает высокой термостойкостью — до +90 градусов, и эффективно борется с продуктами коррозии, преобразовывая их в защитный слой. После высыхания поверхность можно обрабатывать, наносить грунт или краску. Не забывайте наносить его в два слоя с перерывом в три минуты, а затем через час можно повторить эту процедуру. Полное высыхание занимает сутки.
Плюсы и минусы
Термостойкость; превосходно преобразует ржавчину; большой объем средства.
Рейтинг топ-3 лучших жидких преобразователей ржавчины для автомобилей по версии КП
Жидкие преобразователи, так же как и гели, прекрасно подходят для обработки горизонтальных поверхностей. Пленка, образующаяся после обработки, способствует более крепкому сцеплению грунтовки и краски с поверхностью.
1. Преобразователь ржавчины с цинко-фосфатным покрытием Ясхим
Это средство используется для консервации и подготовки металлических поверхностей к грунтованию и окрашиванию. Ясхим может применяться как самостоятельное средство для антикоррозийной защиты и консервации металлических изделий. Модификатор создает цинк-фосфатное покрытие и имеет высокую скорость реакции с оксидами железа, что позволяет справляться с коррозией практически любой устойчивости.
Плюсы и минусы
Неплохо справляется с удалением ржавчины; широко представлен на рынке.
Необходима предварительная подготовка поверхности перед обработкой; сложно наносить на вертикальные поверхности.
2. Преобразователь ржавчины ASTROhim Antiruster с активными ионами цинка
Этот продукт выпущен российским производителем и благодаря своей кислотной основе создает прочный защитный слой, устойчивый к электрохимической коррозии. Процесс обработки одновременно сочетает фосфатирование и цинкование металла. Для достижения наилучших результатов желательно удалить рыхлый слой ржавчины щеткой до начала манипуляций.
Как и большинство преобразователей, ASTROhim рекомендуется наносить при температуре не ниже +10 градусов. После обработки его необходимо смыть с поверхности автомобиля. Если ржавчина не исчезнет полностью, следует повторить процесс обработки.
Плюсы и минусы
Эффективно справляется с ржавчиной; создает устойчивую защиту.
Может потребоваться повторное нанесение; не работает при низких температурах.
3. Преобразователь ржавчины LAVR NO RUST
Средство содержит в себе органические и неорганические кислоты, поверхностно-активные вещества и дистиллированную воду. Рекомендуется наносить его с помощью кисти или губки, избегая попадания на покрашенные поверхности. Продукт LAVR NO RUST действует в течение 10-15 минут, после чего остатки необходимо удалить щеткой. Покупатели отмечают, что толстые слои ржавчины зачастую требуют неоднокательной обработки.
Плюсы и минусы
Хорошо борется с ржавчиной; обработка занимает не более 15 минут.
Не всегда удаляет ржавчину за одно приложение; имеет агрессивную среду и требует осторожного использования.
Как самостоятельно убрать ржавчину
Убрать незначительные повреждения не обязательно поручать специалистам, так как в автомагазинах доступно множество средств для борьбы с коррозией и сколами краски на кузовах автомобилей, дверях или капоте. Устранение ржавчины позволит не только вернуть автомобилю привлекательный внешний вид, но и продлить срок его эксплуатации.
Очаги коррозии могут возникать как в результате старения автомобиля, так и по причине небрежного обращения. Достаточно одного неаккуратного движения при открытии двери, чтобы появилось повреждение, и игнорировать его нельзя, ведь это чревато негативными последствиями. Перекрашивать всю машину — дорогая процедура. Что же делать в этой ситуации? Ниже приведены советы по устранению ржавчины.
Какими методами можно убрать ржавчину
Удалить очаги коррозии с кузова можно несколькими методами, наиболее удобными для использования в домашних условиях являются:
- механический;
- электрохимический;
- химический.
Механическое удаление — один из самых доступных способов, но это также трудоемкий процесс. Электрохимический метод является, наоборот, простым, но с некоторыми затратами. Золотая середина между ними — это химический метод.
После удаления ржавчины поверхность должна быть загрунтована и/или закрашена, независимо от выбранного метода удаления очагов. Для этих целей удобно использовать косметическую эмаль, которая наносятся с помощью кисточки.
Как удалить коррозию механическим методом
При этом методе пораженный участок очищается до металла с использованием наждачной бумаги или щетки. После этого место следует обработать преобразователем ржавчины и нанести грунт. У такого метода есть множество преимуществ, среди которых:
- эффективное удаление больших повреждений, особенно в труднодоступных местах;
- доступность необходимых материалов;
- относительно низкая стоимость на них.
Недостатком этого метода является высокая трудоемкость, поэтому процесс может занять достаточно много времени.
Для выполнения механического удаления ржавчины понадобится следующий набор инструментов:
- удобный преобразователь ржавчины;
- малярный скотч;
- наждачная бумага;
- флакон косметической эмали;
- куска ветоши.
Если поврежденный участок большой, может потребоваться более крупнозернистая наждачная бумага (зерно 1200), или металлическая щетка. Чаще всего достаточно более мелкой наждачки.
Перед началом работ автомобиль необходимо тщательно помыть, чтобы выявить все очаги коррозии. После полного высыхания автомобиля, нужно зачищать поврежденные участки до голого металла. Главное не перестараться, чтобы не удалить лишнюю краску из здоровых участков.
Очищенный участок следует протереть, а если нужно, — обезжирить. Затем малярным скотчем необходимо заклеить соседние с очищаемой областью участки. Подготовленный участок обрабатывается преобразователем ржавчины, который защитит поверхность и остановит дальнейшее распространение коррозии. Некоторые препараты преобразуют ржавчину в грунтовку, что улучшает адгезию краски. После полного высыхания преобразователя следует окрасить участок косметической эмалью.
Если повреждение охватывает большую площадь, одной косметической эмали будет недостаточно. В этом случае необходимо выполнить этапы шпатлевания, грунтования и покраски.
Удаление коррозии электрохимическим способом
Этот метод подразумевает проведение процесса окислительно-восстановительной реакции на поврежденной области кузова. Реакция происходит в электролите под воздействием электрического тока. Сложность этого метода представляется высокой, однако на практике он является одним из самых простых способов избавиться от ржавчины и надолго обеспечить защиту кузова.
Преимущества электрохимического метода очевидны, включая:
- абсолютное удаление коррозии на поврежденном участке;
- образование защитного цинкового слоя с использованием электролитического метода;
- безвредность для неповрежденного лакокрасочного покрытия, так как в составе полностью отсутствует агрессивная ортофосфорная кислота;
- быстрая реализация — выполнение всех работ займет не более часа;
- простота и доступность.
Видео инструкция
Разрушитель ржавчины — WD-40, или лайфхак с применением WD-40.
Народные рецепты
Если нет доступа к химическим средствам или работа с ними невозможна, ржавчину с металлических изделий можно попытаться удалить с помощью бытовой химии или других эффективных растворов. Некоторые из них можно приготовить самостоятельно.
Cilit
Гель предназначен для устранения ржавчины в кухонных и ванных помещениях. Его часто используют для очистки кранов, смесителей, металлических приборов и других железных изделий. Перед использованием необходимо учитывать, что он может повредить краску.
Керосин и парафин
Рекомендуемое соотношение ингредиентов составляет 10:1. После их смешивания средство следует настоять в течение суток, а затем нанести на поврежденные ржавчиной участки. Спустя 12 часов обработанную область нужно протереть сухой тряпкой. Этот метод отлично подходит для обработки строительных материалов и инструментов.
Coca-Cola
Щелочной состав этого напитка эффективно уничтожает коррозийные пятна. Способ применения: либо погрузить поврежденный предмет в жидкость, либо обильно смочить тряпку. По истечении суток предмет следует промыть под проточной водой.
Каустическая сода
Для приготовления средства потребуются:
- формалин (40%) – 250 г;
- вода – 0,3 л;
- аммоний и каустическая сода – по 50 г.
Смешанная паста должна быть разбавлена в литре воды, затем ржавые детали помещаются в получивший раствор. Время чистки зависит от степени повреждения и может варьироваться от 15 до 30 минут. В завершение металлические изделия нужно тщательно промыть и высушить.
Перекись водорода
Для удаления ржавчины с металлических деталей можно использовать смесь, состоящую из:
- лимонная кислота — 40 г;
- столовая соль — 1 ст. ложка;
- перекись водорода — 100 г.
Подготовленную смесь следует положить в подходящую емкость, помещая в нее ржавые элементы. Реакция начинается практически сразу, а спустя два часа красные оксиды должны исчезнуть.
Чтобы продлить срок службы металлических изделий, всегда важно помнить о необходимости защиты от ржавчины для каждого предмета, изготовленного из металла. Без профилактических мероприятий в будущем придется прибегнуть к сильнодействующим препаратам для устранения ржавых пятен.
Термообработка
Эффективным способом тепловой очистки пораженных металлических поверхностей является использование промышленного парогенератора. В домашних условиях можно применить строительный фен. Горячий воздух помогает размягчить верхний слой поврежденного металла, что делает возможным его удаление потоком воздуха.
Такой метод особенно полезен в тех случаях, когда удалить предмет затруднительно.
Альтернативный вариант термообработки заключается в использовании кислородно-ацетиленовой горелки. Во время ее работы возникает очень яркое пламя, что затрудняет визуальное осмотр уцелевшей ржавчины. Поэтому процесс выжигания коррозии необходимо продолжать до полного исчезновения повреждений.
При умеренном уровне ржавчины можно справиться с помощью:
- обработки поверхности кипятком, после чего освобождается рыхлая часть;
- нагрева огнем, при котором налет удаляется в процессе работы; катализатором может служить перекись водорода;
- использования паровой швабры или отпаривателя, при воздействии сильной струи горячего пара.
Важно! Перед началом любых процедур, связанных с термообработкой, необходимо убедиться в отсутствии пластмассовых или деревянных элементов на очищаемом предмете, так как они могут легко расплавиться или загореться.