Необходимо обработать верхний слой бетона специальной водозащитной пропиткой, а также настоятельно рекомендовалось создать рифленую накатку на поверхности. Это особенно важно зимой, поскольку на бетоне можно легко поскользнуться – навес затеняет участок и мешает солнечному свету, что делает тающую воду более подверженной быстрому замерзанию, чем она может испариться под воздействием ветра.
Создание навеса своими руками: пошаговое руководство
Каждый владелец загородного дома или дачи рано или поздно задумывается о сооружении навеса. Это конструкция, обладающая большой практической полезностью, и, как принято говорить, может оказаться очень полезной в будущем. Но возникает вопрос: из каких материалов и как лучше всего построить навес так, чтобы он служил долго и не требовал частого ухода? Ваша ориентация на наши рекомендации поможет сделать правильный выбор.
- Почему и из чего строим навес
- Чертёж навеса
- Выбор и установка опорных колонн
- Установка несущих балок
- Монтаж обрешётки
- Установка кровельного покрытия
- Заключение
Почему и из чего строим навес
В зависимости от предназначения навесы могут различаться по типам:
- Навес для автомобиля. Он защитит ваш автомобиль от неблагоприятных погодных условий, таких как дождь и снег, а также от воздействия прямых солнечных лучей. Чтобы парковка не создавала неудобств, рекомендуется сделать площадку шириной, превышающей ширину автомобиля, на 1 м с каждой стороны. Для расчета длины добавьте к длине автомобиля ещё 1 м, чтобы создавать дополнительное пространство, что поможет правильно определить размеры навеса.
Навес для автомобиля
- Навес для отдыха или детской площадки. Он защитит вас и ваших детей от палящего солнца или летнего дождя.
- Навес для бассейна. Такой навес убережет воду в бассейне от загрязнений, таких как падающие листья и ветки.
- Навес для сельскохозяйственных нужд. Он может служить для хранения различных инструментов, дров на зиму и других материалов.
Снопы сена под навесом
Так как навес будет находиться на улице круглый год, очень важно выбирать материалы, которые имеют высокую степень надежности и устойчивости.
На этапе создания чертежа важно чётко определиться с выбором материала для постройки:
- Металл. Построить навес из металлических материалов – это более сложная задача, чем из древесины, но при наличии необходимых инструментов, таких как сварочный аппарат, трубогиб и пила по металлу, можно создать прочный металлический каркас. Для навеса площадью 5 м² подойдёт металлическая профильная труба с сечением 40х40 мм. Если вы планируете больший навес, рекомендуется использовать трубы большего размера, например, 60х60 мм. Столбы, направляющие и фермы можно купить готовыми или самостоятельно изготовить из заготовок, выполнив нужные размеры при помощи распиливания.
Важно:
Не забывайте, что даже металлический каркас, находясь под крышей, будет контактировать с дождевой водой и снегом, что может привести к коррозии. Чтобы предотвратить ржавление, рекомендуется окрашивать каркас ещё на этапе создания деталей. Таким образом, после сборки останется только зачистить и обработать покраской места соединения.
- Дерево. Этот материал достаточно хорош для самостоятельной постройки. Хотя древесина легче поддается обработке, её главный недостаток — восприимчивость к гниению при длительном контакте с влажной средой и почвой. Для предотвращения этого используйте влагозащитные пропитки и наносите покрытие в 2-3 слоя для максимальной защиты — это значительно продлит срок службы не только самого дерева, но и всей конструкции в целом.
Подбираем размер будущего навеса
Размеры навеса часто планируют, исходя из возможностей и схемы ландшафта придомовой территории. Поэтому перед тем как сделать навес для автомобиля, необходимо рассмотреть все возможные варианты планировки участка.
Нередко свободного места под навес для машины оказывается недостаточно. Кроме того, ставить его рядом с домом не рекомендуется, так как это может создавать неудобства при парковке. Обычно навес располагают непосредственно за въездными воротами или, если места недостаточно, жертвуют частью цветников или грядок.
Оптимальные размеры для навеса под стоянку автомобиля следующие:
- Для легкового автомобиля – 4х6 м или 4х5,5 м. Как правило, к габаритам автомобиля прибавляют по 1 метру с боков, спереди и со стороны багажника.
- Для машины с прицепом – 4х8 м, а для трейлера – 12х4 м.
- Если навес планируется под микроавтобус или грузовую машину, размер следует увеличить до 4,5х7 м.
Конструкция навеса должна быть спроектирована так, чтобы обеспечить удобное открывание дверей автомобиля. Важно, чтобы ни водитель, ни пассажиры не выходили за пределы твердого покрытия площадки. Это стоит учитывать, если вы планируете навес в виде козырька, который будет прикреплен к стене дома.
Высота навеса должна быть выбрана с учётом типа автомобиля. Для легкого автотранспорта достаточно высоты 2,5 м. Между потолочным перекрытием и крышей автомобиля следует оставлять воздушный промежуток в диапазоне 1-1,2 м. Если навес закрыт хотя бы частично стенами дома, беседкой или летней кухней, рекомендуем увеличить высоту крыши до 3,5 м.
Подборка для вас:
- Беседка размером 3 на 3 метра своими руками
- Как сделать беседку 3 на 4 метра самостоятельно
- Беседки своими руками из древесины
- Беседка из кирпича, сделанная своими руками
- Как построить удобную беседку из металла своими руками
- Строительство беседки из поликарбоната своими руками
- Как изготовить беседку из профильной трубы своими руками
- Создание беседки из подручных материалов своими руками
- Строительство современной беседки с мангалом для дачи своими руками
- Как сделать эффектную беседку из паллетов
- Беседка с односкатной крышей, сделанная своими руками
- Шестигранная беседка, созданная своими руками
Выбор материалов и инструментария
Навес преимущественно изготавливают из профилированной трубы различного сечения. Для вертикальных опор выбирают профтрубу со сечением от 70х70 мм до 90х90 мм. Для крыши подойдут трубки сечением 50х50 мм и 50х25 мм.
Стойки зачастую изготавливаются из водопроводной двухдюймовой трубы, а каркас под кровлю можно выполнить в виде составной балки из двух изогнутых дуг, сечением 20х50 мм.
Обрешетку для кровли делают из древесины, часто используют дюймовые обрезные доски, либо тонкие профилированные трубы 20х40 мм, в зависимости от типа кровельного покрытия.
Набор инструментов, который может понадобиться:
- болгарка с отрезными дисками для металла;
- бетономешалка;
- лопата, тачка;
- электродрель и шуруповерт с набором сверл, бит для крестовых и шестигранных винтов;
- сварочный инвертор;
- крепежные элементы, такие как саморезы.
Для покраски навеса будут нужны грунтовка с преобразователем ржавчины и эмаль для наружных работ. Позаботьтесь об этом заранее, до начала строительных работ. Также необходимо выбрать материал для кровельного покрытия навеса и продумать, как именно будет организована площадка для автомобиля.
Инструкция по созданию навеса для автомобиля из поликарбоната
Каркас может поддерживаться опорами, расположенными по его периметру, или одной из сторон опираться на стену здания. Прямая крыша должна иметь угол наклона. Она может быть односкатной, двускатной или даже сложной, состоящей из нескольких плоскостей. Чем больше угол наклона, тем меньше снега и мусора останется на крыше. Этот элемент конструкции также актуален для скругленных кровель. Оптимальный угол наклона варьируется от 30 до 45 градусов. В районах с сильными порывами ветра лучше делать скаты менее крутыми (например, до 25 градусов).
Ячейки каркаса имеют квадратную форму, размеры которых зависят от веса обшивки. Обычно площадь одной клетки варьируется от 40 до 50 см².
Двускатные системы более устойчивы, чем конструкции из одной плоскости. Они компактнее и более удобны в использовании, но их строительство требует больших усилий.
Планирование
Начинать следует с планирования – сначала определите место для размещения площадки под автомобиль и её размеры. Важно заранее продумать внешний вид навеса, который должен гармонично вписываться в окружающую обстановку. Для этого полезно просмотреть фотографии аналогичных сооружений для вдохновения.
После того как вы определитесь с дизайном и габаритами, создайте визуализацию – чертёж с точными размерами, план участка и цветной эскиз по необходимости. На этом этапе производятся расчёты количества плит, стоек и деталей каркаса. Закупать материалы стоит с запасом на случай выявления бракованных деталей или их порчи в процессе монтажа.
Опытные мастера настоятельно советуют заранее освободить строительную площадку, обеспечить место для складирования материалов и закупить недостающие инструменты.
Подготовка основания
Площадку под навес можно оставить грунтовой, засыпать щебнем, положить плиты или же забетонировать. Последний вариант является наиболее трудоёмким. Для начала место под стоянку ограждается кольями с натянутой веревкой. Затем по периметру отрывается котлован глубиной около 30 см. Для размещения стоек выкапываются ямы глубиной около 20 см. Основание выравнивают, засыпают песком и щебнем слоями по 10 см, тщательно утрамбовывая их. Чтобы слои могли дать усадку, их поливают водой из шланга. Процесс трамбовки завершён, когда на поверхности не остаются следы от ног.
Следующий этап – установка опалубки. Вниз укладывается арматурная сетка, параллельно ей привязывается верхняя сетка. Элементы крепятся с помощью стальных рифленых прутов, используя монтажную проволоку. Шаг между змеевиками должен составлять от 10 до 20 см. Нельзя допускать провисания верхней части. Все вертикальные элементы должны быть полностью закрыты бетоном, так как в противном случае, при длительном контакте с окружающей средой, они начнут ржаветь.
Существует альтернативная схема армирования, когда каркас связывается из стальных рифленых прутков толщиной около 10 мм. Размеры ячейки могут составлять 10х10 или 20х20 см.
Для фундамента стоек потребуется отдельная арматура. Дно ямок выстилается водонепроницаемым материалом и заливается бетоном на высоту 20 см. В эту массу вставляются вертикальные стержни, которые лучше всего заранее связывать проволокой для сохранения формы, устанавливать в ямку, а потом приступать к заливу. Если используются металлические трубы или деревянные столбы, их вставляют в подготовленные отверстия и бетонируют. Как показала практика, древесина и металл послужат намного дольше, если их установить выше уровня земли на кронштейны и уголки.
Пошаговая установка навеса для автомобиля
Собранный своими руками навес для автомобиля можно возвести самостоятельно, владея базовыми навыками и необходимыми инструментами. Этапы возведения схожи для всех типов кровельных покрытий, так что ниже будут рассмотрены ключевые моменты создания навеса.
Фундамент является основой
Фундамент изготавливают различными способами. Самый простой способ – это покупка готовых бетонных блоков, с которыми затем соединяются опоры-столбы с помощью различных крепежных элементов.
Второй способ также легко осуществим: выкапывается углубление глубиной до метра, устанавливаются стойки-опоры и заливаются раствором бетона. По желанию и при наличии средств, площадку можно дополнительно украсить тротуарной плиткой.
Сборка каркаса
С помощью первого способа обустройства фундамента, каркас устанавливается практически сразу после надёжного крепления стоек.
При использовании второго способа стоит подождать некоторое время, чтобы фундамент полностью затвердел (примерно 7 дней). В жаркую погоду застывающий бетон следует периодически смачивать водой, чтобы избежать образования трещин.
В качестве материала для каркаса можно использовать как металлические профили, так и деревянные балки. При этом сечение балок и профиля должно быть меньшим, чем у опорных стоек, что поможет уменьшить нагрузку. Сначала сцепляются стойки, и затем на них крепятся балки. Завершающий этап — изготовление обрешётки и сборка стропильных ног.
Установка кровли
Монтаж кровельного покрытия является завершающим, но не менее важным шагом. Рассмотрим каждый вариант более детально.
Навес для автомобиля из поликарбоната
Один из самых распространенных и популярных типов тентов, используемых дачниками и владельцами загородных домов. Мы уже обсуждали различные конструкции для дачи, которые можно построить своими руками. Поликарбонатный материал может быть как монолитным, так и сотовым. Вот их основные отличия:
- Сотовый поликарбонат благодаря легкости и удобству установки характеризуется небольшой массой. Монолитная основа, в свою очередь, отличается тем, что может выдерживать большие нагрузки и является более прочной.
- Сотовый материал стоит дешевле, но и его срок службы значительно меньше.
- Монолит требуется устанавливать на прочный и надежный каркас, а сотовому поликарбонату достаточно использовать опоры небольшой толщины.
После выбора подходящего материала следует переходить к его монтажу. Размеры листа определяются габаритами конструкции. Отрезать поликарбонат следует специализированным инструментом.
Внимание! При использовании сотового поликарбоната важно предотвратить попадание воды в каналы. Листы следует располагать перпендикулярно к земле. Если эти меры не принять вовремя, скопившаяся влага будет смешиваться с пылью и ухудшит внешний вид навеса. У монолитного покрытия таких рисков нет.
Далее переходим к установке листа:
- После нарезки поликарбоната проделываются отверстия для крепежных деталей. Это следует делать до начала монтажных работ.
- Диаметр отверстий, проделанных в листах, должен превышать размеры самих метизов. Это необходимо, чтобы учесть изменение размера поликарбоната при высоких или низких температурах, что позволит избежать трещин или сколов.
- Низ листов закрывают специальной перфорационной лентой, верхнюю часть закрывают цельной лентой.
Как правильно разместить навес на участке
Чем ближе площадка под навес расположена к въезду на участок, тем удобнее: меньше снега зимой придется убирать. Перед навесом следует оставить свободную площадку размером не менее 5 м в ширину и 3 м в длину — это необходимо для манёвра автомобиля.
Если у вас установлены откатные автоматические ворота с дистанционным управлением, то навес можно разместить непосредственно за ними. Однако в этом случае лучше предусмотреть альтернативный заезд на участок, чтобы обеспечить возможность прохода для большегрузных транспортных средств, таких как грузовики, которые могут доставить песок, землю, дрова или строительные материалы.
Форма крыши
Крыша навеса может быть односкатной, двускатной, вальмовой или радиусной. Чтобы крыша не парусила и была защищена от ветра, её делают невысокой. Уклон такой крыши будет небольшим, что позволяет снегу скапливаться в том же количестве, как и на земле. Это необходимо учитывать при проектировании — крыша должна выдерживать и собственный вес, и дополнительные нагрузки от снега.
Для большинства регионов России, даже с суровыми зимами, достаточно оставить расстояние между опорными столбами навеса до 3 м. Это расстояние почти точно обеспечит, что крыша справится с нагрузками снега. Если расстояние увеличить, потребуются дополнительные расчёты и меры по укреплению конструкции.
Односкатная крыша
Навес с плоской крышей, наклоненной в одну сторону, проще всего сооружать. Такие конструкции делают на ширину не более 3-4 м. Чтобы обеспечить уклон, достаточно, чтобы одна сторона навеса была выше другой на 0,5 м.
Чем шире навес, тем выше должна быть одна из его сторон. Рекомендуемый уклон навеса составляет 10°, или 18 см на 1 м. При ширине 6 м одна сторона будет выше другой на целый метр — это много. При сильном ветре, который задувает под высокий конец навеса, крыша будет вести себя как крыло самолёта, и подъемная сила может попытаться поднять и опрокинуть строение. При ширине навеса от 3 до 4 м разница в высоте будет около 0,5 м, что значительно снижает риск, что крыша улетит.
Чем шире и выше навес, тем больше нагружаются опорные столбы и стропила, поэтому их необходимо надежно закрепить к основанию. Стропильная система односкатной крыши изготавливается из длинных досок, что делает необходимым использование более прочных стропил, выполненных из бруса или массивных досок: 150 х 50 или 200 х 50 мм по сечению.
Деревянный каркас навеса с односкатной крышей.
Двускатная крыша
Проектирование и сборка навеса с двускатной крышей более сложна, чем с односкатной, но такая крыша позволяет делать навес шире — до 6 м. При одинаковой ширине у двускатной крыши будет значительно больший уклон, чем у односкатной, а скаты будут короче, благодаря чему крыша быстрее освободится от снега. Кроме того, такая крыша лучше справляется с ветровыми нагрузками и обеспечивает конструкцию большей жесткостью, чем односкатная.
Двускатная крыша хорошо защищает пространство под навесом от косых дождей и снеговых покровов. Чтобы ветер не задувал под конек снег и дождь, фронтон обшивается деревянной вагонкой или сайдингом.
Навес для автомобиля с двускатной кровлей и фронтоном, обшитым вагонкой. Источник: shutterstock.com