Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Расчет необходимого объема асфальтовой смеси необходимо выполнять, принимая во внимание ее плотность и предполагаемый расход. К примеру, если плотность материала составляет 1900 кг/м3, то при толщине слоя в 5 см, расход на единицу площади составит 95 кг, с возможным отклонением в пределах +/- 5%. Однако следует учитывать, что точные данные о расходе асфальта зависят от шероховатости поверхности, что может значительно влиять на итоговое количество затрачиваемого материала.

ХОЛОДНЫЙ АСФАЛЬТ: ЧТО ЭТО И ДЛЯ ЧЕГО?

Укладка автомобильных дорог представляет собой сложный процесс, который требует тщательного предварительного планирования и соблюдения определенных условий в ходе выполнения работ. В большинстве случаев строительство осуществляется горячим методом, так как асфальт, уложенный таким образом, демонстрирует высокие эксплуатационные характеристики. Однако существенным недостатком этого метода является его ограниченная применимость: укладку горячего асфальта можно производить только в теплую погоду.

Когда возникает необходимость в прокладке дороги в условиях морозной погоды, применяют альтернативный способ — холодную укладку. Этот метод позволяет проводить работы даже при отрицательных температурах без предварительного разогрева как раствора, так и основания самой дороги. В данной статье мы подробнее рассмотрим характеристики, свойства и особенности холодной укладки асфальта.

Асфальт для холодной укладки

ОТЛИЧИЯ ХОЛОДНОГО И ГОРЯЧЕГО АСФАЛЬТА

В процессе укладки горячим методом асфальт нагревается, чтобы стать пластичным и более удобным для работы. В отличие от этого, в процессе холодной укладки для достижения нужной консистенции в состав смеси вводится дополнительный компонент — растворитель, который улучшает пластичность материала, способствуя испарению углеводов.

Кроме того, еще одной особенностью холодной укладки является использование мелкого щебня с гранеными краями. Такой материал обеспечивает естественное уплотнение асфальта без необходимости применения тяжелой специализированной техники. Совместное использование растворителя и мелкого щебня в составе позволяет укладывать асфальт при низких температурах без предварительного нагрева смеси.

Далее рассмотрим подробнее различия между укладкой холодным и горячим методом.

  • Горячий метод: Для достижения необходимой пластичности смесь нагревают до температуры в диапазоне 110-130°C. При этом наиболее низкая температура, при которой возможно производство укладки горячим способом, составляет -5°C. Дороги, проложенные с использованием данного метода, демонстрируют высокий уровень влагоустойчивости и прочности, а стоимость такого асфальта остается относительно невысокой.
  • Холодный метод: Температура холодной смеси при укладке составляет около +5°C, что позволяет выполнять работы даже при морозах до -25°C. Однако стоит отметить, что готовая дорога менее прочная и влагостойкая по сравнению с укладкой горячим методом, а стоимость холодного асфальта значительно выше.
  • Уникальность холодного асфальта: Этот материал можно укладывать в условиях сильного мороза с использованием достаточно простых технологий и за короткий временной промежуток. Вместе с тем, следует учитывать, что эксплуатационные характеристики холодного асфальта меньше, чем у материала, уложенного горячим методом.

Холодный асфальт. Описание. Инструкция по применению.

Холодный асфальт. Описание. Инструкция по применению.

Холодный асфальт представляет собой битумоминеральную холодную смесь, предназначенную для проведения ямочного и траншейного ремонта дорожного покрытия в любых погодных условиях, включая дожди и снег. Применение этой смеси ограничивается ремонтом повреждений дорожного полотна длиной до 1 метра, для устройства сплошного дорожного покрытия холодный асфальт не рекомендуется.

Для сплошной укладки холодный асфальт выпускается нашим заводом по стандарту ГОСТ 9128-2013, однако для его заказа необходимо минимум 100 тонн, а поставка осуществляется навалом. Напоминаем, что такой асфальт требует профессиональной укладки, соблюдения определенных условий хранения и транспортирования. Все необходимые спецификации можно получить при оформлении заявки.

Читайте ещё:  Мхи (моховидные растения). Где не встречаются мхи.

Температурный диапазон укладки составляет от -50 до +60 °C. Чтобы соответствовать различным погодным условиям, холодный асфальт производится в нескольких модификациях: для зимнего и летнего применения. Рекомендуется запросить паспорт качества и получить дополнительную консультацию по профессиональному использованию.

При восстановлении 1 м² дорожного покрытия расход составляет от 90 до 120 кг, что зависит от степени уплотнения и толщины слоя до 5 см.

Хранить смесь рекомендуется в закрытой таре при положительных температурах, защищая от солнечного света и атмосферных осадков, хотя допускается ее хранение на морозе. Для достижения наилучшего результата рекомендуется использовать асфальт в течение 12 месяцев после даты производства, указанной в паспорте качества. При соблюдении условий хранения в герметичной таре холодный асфальт сохраняет свои свойства более трех лет.

Состав холодного асфальта:
  • Щебень мелкой фракции 5-10;
  • Органическое вяжущее:
    • Битум ГОСТ 22245;
    • Топливо ГОСТ 305;
    • Керосин ГОСТ 10227;
    • Кислоты нативного происхождения.

Инструкция по использованию холодного асфальта

  1. Если асфальт хранился на морозе в течение длительного времени, перед его использованием необходимо прогреть его конвекционным способом до достижения пластичного состояния, оставив в теплом помещении не менее чем на сутки. Запрещено использовать открытое пламя для прогрева. Также недопустимо добавление растворителей, дизельного топлива, керосина и других добавок.
  2. Перед укладкой необходимо тщательно очистить место для ремонта (яму) от пыли, грязи, воды, снега и льда. Основание должно быть прочным (например, из щебня, бетона или асфальта, но не песка). В случае, если глубина ямы превышает 5 см, рекомендуется подсыпать щебень. Обработка ямы битумной эмульсией перед укладкой не рекомендуется. Для уплотнения холодного асфальта без дополнительных средств, карта укладки должна иметь четко выраженные края длиной по меньшей стороне не более 1 метра.
  3. Заполните яму асфальтом и разровняйте слой толщиной 2-3 см.
  4. Уплотните асфальт до исчезновения заметных ям. Для этого можно использовать виброплиту или ручную трамбовку, кроме того, можно положить на асфальт ровную прочную доску и проехать по ней на автомобиле.
  5. Если глубина ямы превышает уложенный слой, добавьте еще один слой и повторите действия с шагом 3. Для наилучшего результата укладывайте и уплотняйте слои, пока не достигнете нужного уровня. Последний слой перед уплотнением должен быть выше края ямы примерно на 1 см.
  6. После уплотнения рекомендовано посыпать уложенный асфальт цементом для предотвращения прилипанию к обуви и колесам автомобилей. Используйте для этой цели песок, гипс и известь не рекомендуется.
  7. Основание становится готовым к эксплуатации сразу после укладки. В процессе эксплуатации под воздействием вибрационных нагрузок происходит дальнейшее уплотнение материала и набор прочности.

Холодный асфальт не рекомендуется использовать в следующих случаях:

  1. Для формирования верхнего слоя дорожных покрытий при сплошной укладке;
  2. Для строительства откосов, наклонных въездов и пандусов;
  3. Для строительства и ремонта лежачих полицейских;
  4. Для ремонта взлетно-посадочных полос аэродромов и других объектов с высокой точечной ударной и вращательной нагрузкой;
  5. Для формирования гидроизоляционного слоя.

При воздействии высоких вращательных нагрузок и нагрузок на истирание, особенно при использовании тяжелой строительной и погрузочно-разгрузочной техники, возможно выкрашивание верхнего слоя асфальта.

Сравнение характеристик холодного и горячего асфальта

Вид асфальтобетона Температура смеси при укладке Минимальная температура воздуха при укладке Показатели прочности и твердости Показатель влагоустойчивости Стоимость
Холодный асфальт +5°C до -25°C Средние Средние Более высокая
Горячий асфальт +110-130°C до -5°C Высокие Высокие Более низкая
Читайте ещё:  Деревянная калитка из штакетника своими руками

Таким образом, холодный асфальт может применяться при более низких температурах и упрощенном процессе укладки. Однако горячий асфальтобетон выходит на более высокие эксплуатационные характеристики.

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Преимущества и недостатки холодного асфальта

Одним из главных преимуществ холодного асфальта является возможность его укладки даже в зимний период, что особенно актуально для климата с низкими температурами. Однако у холодного асфальта есть и ряд других достоинств по сравнению с горячими смесями.

Преимущества холодного асфальта:

  • Возможность применения при значительных отрицательных температурах;
  • Отсутствие необходимости в предварительном разогреве смеси;
  • Для укладки холодного асфальтобетона не требуется наличие специальных навыков;
  • Холодный асфальт укладывается значительно быстрее, чем другие составы;
  • Необходимость в использовании крупной специализированной техники отсутствует;
  • Процесс укладки асфальта более безопасен, так как нет контакта с горячими материалами;
  • Холодный асфальт можно перевозить даже в багажнике легкового автомобиля;
  • Широкая доступность в продаже в удобных упаковках;
  • Длительный срок хранения без потери качества.

Тем не менее, холодный асфальт уступает горячему асфальтобетону в использовании по нескольким причинам. Некоторые из этих недостатков могут быть значительны, особенно если речь идет о дорожном строительстве.

Недостатки холодного асфальтобетона:

  • Холодный асфальт имеет более пористую и рыхлую структуру;
  • Эксплуатационные характеристики (такие как твердость и прочность) ниже, чем у горячего асфальтобетона;
  • Относительно короткий срок службы;
  • Не подходит в качестве основного материала при строительстве дорог;
  • Показатели влагоустойчивости значительно ниже, чем у горячей смеси;
  • Цена холодного асфальта выше.

Несмотря на то что недостатков у холодного асфальта не так много, ключевыми требованиями для асфальтобетона остаются его эксплуатационные характеристики. Именно по этой причине холодный асфальт используется в ограниченном числе случаев, когда применение горячих смесей невозможно или экономически нецелесообразно.

Отличия от горячего

При сравнении эффективности материалов, горячий асфальт демонстрирует более высокие эксплуатационные показатели, что значительно расширяет возможности его применения. Холодный аналог можно использовать в меньшем количестве, но его преимущество заключается в способности укладываться при более низких температурах. Основные различия между ними заключаются в следующих характеристиках:

  • Метод приготовления;
  • Состав;
  • Температура материала во время укладки;
  • Температура окружающей среды во время укладки.

Отличие горячего от холодного асфальта

Горячий асфальт включает вязкий тип битума, в то время как в холодном асфальте применяется жидкий битум со средней или низкой вязкостью. Благодаря этому холодный материал можно производить без предварительного нагрева. Также между материалами есть физические отличия. Например, установка прочности у горячего покрытия происходит при остывании, когда смесь окончательно уложена и уплотнена, тогда как холодный аналог крепчает за счет испарения углеводородных компонентов, содержащихся в жидком битуме.

Горячий асфальт также подходит для более широкого спектра применения. Его можно использовать не только в рамках ямочного ремонта в ограниченных количествах, но и для полноценного дорожного строительства, включая сплошное асфальтирование, строительство автодорог и магистралей различных категорий. Холодный асфальт также может быть использован для полного асфальтирования, но только для дорог низкого класса.

Компонентный состав и особенности изготовления

Процесс фасовки холодного асфальта

Одним из главных отличий холодного асфальта является наличие в его составе битумного вяжущего, доля которого составляет от 4 до 6%. Если использовать только жидкий битум без дополнительных добавок, то покрытие будет подходить исключительно для начального ремонта (например, для заделки ям и трещин, а также для устранения бугристости). Применение модифицированного жидкого битума существенно увеличивает область применения материала. В состав покрытия входят следующие компоненты:

  • Мелкий щебень;
  • Жидкий битум;
  • Пластификаторы;
  • Песок;
  • Растворители;
  • Добавки для модификаций.
Читайте ещё:  ПОСТРОИМ ПРУД НА ВАШЕМ УЧАСТКЕ ПОД КЛЮЧ ЗА 12 ДНЕЙ ОТ 600 ТЫС. РУБ

Щебень, получаемый из крупных горных пород, служит минеральным заполнителем. Песок используется только из отсевов, при этом должен быть тщательно дроблен.

Процесс замешивания холодной асфальтной смеси осуществляется в специальных камерах — смесительных установках, которые оборудованы устройствами принудительного смешивания периодического действия. Существует два основных метода приготовления холодного асфальта: с нагреванием и без нагревания.

С использованием нагрева

При использовании нагрева компоненты смеси предварительно подготавливаются с нагреванием. Песок или щебень тщательно высушивается и подвергается воздействию температуры от 80 до 110 градусов по Цельсию. После этого добавляется жидкое вяжущее. Температура полученной смеси не должна превышать 105 градусов Цельсия.

Процесс приготовления холодного асфальта с использованием нагрева

Остывшую смесь затем перевозят и укладывают на панели с твердым покрытием, где они охладятся до температуры +25 градусов Цельсия. Хранение может производиться в таре объемом 15-20 кг или в виде штабелей. Оба метода хранения и поставки одинаково надежны.

Без нагревания

При производстве холодной асфальтной смеси используется жидкий битум в сочетании с добавками, которые модифицируют его свойства. Пластификаторы и активные добавки позволяют производить асфальт без предварительного нагрева, что значительно снижает расходы.

Ведро с холодным асфальтом

Кроме того, этот материал не требует охладительных мер перед непосредственной эксплуатацией, что также положительно сказывается на его характеристиках. С точки зрения физики, холодная смесь без нагрева более эффективно сцепляется с базовым покрытием дороги, что делает её более долговечным материалом.

Необходимое оборудование

При работе с асфальтом можно использовать как специализированное оборудование, так и подручные средства. Однако использование подручных материалов эффективно только для небольших площадей. Если же необходимо выполнить укладку на больших участках или провести ямочный ремонт на загруженных дорогах, применение крупной техники позволит ускорить процесс укладки.

К основным инструментам и оборудованию для укладки асфальта относятся:

  • Отбойный молоток: Необходим для выравнивания краев ям и расширения трещин, что облегчит распределение холодной смеси по поверхности.
  • Компрессор: Используется для быстрой очистки зоны ремонта от мусора, грязи и влаги. В качестве альтернативы его можно заменить жестким веником, однако это займет больше времени.
  • Инструмент для разравнивания: Металлические грабли подойдут для этой цели, а также их различные варианты, такие как лютни, волокуши и разравниватели.
  • Каток: Применяется для уплотнения смеси, обеспечивая быструю работу с холодным асфальтом.
  • Виброплита: Другой способ уплотнения холодной смеси, который удобно использовать на ограниченных площадях.

Для укладки холодного асфальта самостоятельно в приусадебных участках можно использовать обычные подручные средства, например, грабли для ровного распределения смеси и колеса автомобиля для уплотнения. Однако следует учитывать, что соблюдая этот метод, нельзя добиться нужного уровня плотности асфальта.

Подводим итоги

Холодный асфальт — это универсальный дорожный материал, который подходит для выполнения ремонтных работ и асфальтирования различных площадей с низкой нагрузкой. Его состав включает щебень и битумную эмульсию, что аналогично горячему асфальту.

У этого материала есть ряд значительных преимуществ: возможность укладки при отрицательных температурах и простые технологии укладки и трамбовки, однако следует отметить и недостатки, такие как меньшая прочность и устойчивость к нагрузкам.

Для строительства дорог, магистралей, парковок и придомовых территорий обычно применяют горячий асфальтобетон, так как он более прочный, а цена за 1 м² ниже, даже с учетом затрат на подготовку основания.

Оцените статью
Идеал Комфорт
Добавить комментарий