Чтобы максимально наглядно продемонстрировать, как выдержка влияет на экспозицию, можно использовать числовые примеры: она прямо пропорциональна количеству света, поступающего на сенсор вашего фотоаппарата, в соотношении 1:1. Если вы удлините или укоротите время экспозиции вдвое, то и количество света, попадающего на сенсор, соответственно увеличится или уменьшится в два раза.
Основы фотографии: выдержка, диафрагма, ГРИП, светочувствительность
Многие люди покупают цифровые зеркальные камеры в стремлении получить более качественные фотографии, но не имеют достаточных знаний о технических аспектах фотосъемки. Это особенно касается пользователей, которые до приобретения зеркальной камеры использовали лишь компактные фотоаппараты и в большинстве случаев ограничивались автоматическими режимами, которые, стоит отметить, довольно эффективно работают в современных устройствах.
В результате некоторые из них разочаровываются в камере и фотографии в целом, в то время как другие, проявляя упорство, стараются разобраться в тонкостях фотографического процесса, чтобы в полной мере раскрыть потенциал своей камеры с полноценным или почти полноценным сенсором.
Изначально я намеревался написать одну статью, однако во время работы понял, что объем материала слишком велик, и решил разбить его на несколько частей. В данной главе я подробно разберу такие ключевые понятия, как выдержка, диафрагма, глубина резкости (ГРИП) и светочувствительность. Эти параметры оказывают значительное влияние на окончательные результаты фотографии. В следующей статье я планирую обсудить виды и характеристики объективов, работу со вспышками и дать советы по съемке в разных условиях.
Экспозиция
Экспозиция — это термин, который обозначает уровень засветки светочувствительного сенсора. Она формируется двумя важными параметрами — выдержкой и диафрагмой, именуемыми также экспопарой. Экспозиция должна быть оптимальной для обеспечения необходимого количества света, нужного для формирования изображения на сенсоре с заданной светочувствительностью, обозначаемой ISO (например, ISO 100, ISO 800 и так далее).
Чем выше значение светочувствительности матрицы, тем меньше должна быть экспозиция. В автоматических и полуавтоматических режимах работы фотокамера рассчитывает нужную экспозицию с помощью специального датчика и других параметров системы.
Чтобы передать всю световую палитру сцены, важно, чтобы динамический диапазон сенсора (минимальная и максимальная воспринимаемая яркость) превышал диапазон снимаемой сцены. Если это не удается, необходимо подбирать экспозицию так, чтобы правильно проработать наиболее важные части кадра.
Рис. 1. Слева направо: недоэкспонирование, нормальная экспозиция, переэкспонирование
Диафрагма
Диафрагма представляет собой отверстие с изменяемым диаметром, находящееся внутри объектива, через которое свет непосредственно попадает на фоточувствительный сенсор матрицы или пленку. Принцип ее работы аналогичен работе человеческого зрачка: чем шире он открыт, тем больше света проникает на сетчатку глаза. Обратная ситуация также верна: чтобы ограничить количество света, к примеру, в яркий солнечный день, зрачок существенно сужается.
Настройки диафрагмы обозначаются в стопах. Примерные значения шага диафрагмы объектива следующие:
f/1.4 – f/2 – f/2.8 – f/4 – f/5.6 – f/8 – f/11 – f/16 – f/22
Самое маленькое число соответствует максимально открытой диафрагме, что обеспечивает наибольшее количество света. С каждым последующим значением стопа пропускаемое количество света уменьшается ровно вдвое. Соответственно, количество света, получаемого сенсором при диафрагме f/2.8, будет в четыре раза меньше, чем при f/1.4. Таким образом, именно диафрагма позволяет контролировать экспозицию.
Кроме регулирования количества света, диафрагма также имеет значение для контроля глубины резкости.
На этом изображении установлена диафрагма f/2.8. Здесь задний и передний планы выглядят значительно размытыми.
При диафрагме f/8.0, глубина резко отображаемого пространства значительно больше, чем на предыдущем изображении.
Глубина резкости определяет, насколько сильно передний и задний планы размыты относительно объекта фокуса. При использовании открытой диафрагмы вы получите выраженное размытие объектов, находящихся вне фокуса, что называется малой глубиной резкости. В случае использования закрытой диафрагмы глубина резко отображаемого пространства значительно увеличивается.
Контроль глубины резкости важен в различных жанрах фотографии. При съемке пейзажей или интерьеров, как правило, требуется, чтобы вся сценка оставалась в зоне фокуса.
С другой стороны, простейший способ выделить объект съемки — это размыть его фоне. Этот прием часто используется в портретной фотографии.
Выдержка
Выдержка, также известная как время экспонирования, определяет, как долго свет будет попадать на матрицу фотоаппарата или пленку.
Затвор камеры открывается только на время экспонирования фотографии, позволяя свету достигать матрицы в течение заданного временного промежутка. Таким образом, чем дольше продолжается экспонирование, тем светлее получается изображение.
Контроль выдержки основан на системе стопов, аналогичной той, что применяется для диафрагмы. Каждое последующее значение уменьшает количество получаемого света ровно в два раза.
1/2 – 1/4 – 1/8 – 1/15 – 1/30 – 1/60 – 1/125 – 1/250
На протяжении 1/4 секунды матрица камеры получит только половину света по сравнению с 1/2 секунды при всех равных настройках выдержки и диафрагмы.
Короткая выдержка позволяет «замораживать» кадр, в то время как длинная — размывать движущиеся объекты.
Это изображение было сделано с выдержкой 1/1250 секунды. Такая короткая экспозиция позволяет зафиксировать быстрый поток воды и увидеть отдельные брызги.
На этом снимке, сделанном с выдержкой в треть секунды, вода выглядит совершенно иначе, создавая эффект размытия.
Если вы желаете получить четкое изображение быстродвижущегося объекта, важно использовать короткую выдержку.
Единицы измерения выдержки
Мы выяснили, что выдержка представляет собой определенный временной интервал, соответственно, она измеряется в единицах времени. Эти единицы могут варьироваться: от доли секунды и секунды до минуты, нескольких минут и даже часа. Однако такие значения — это лишь условные обозначения. В большинстве случаев выдержка составляет сотые доли секунды, так как одна секунда для этого параметра — уже довольно продолжительное время.
Изменение длительности выдержки может быть обусловлено несколькими факторами, одним из которых является освещение, как в помещении, так и на улице. Мы все знаем, что не во всех случаях удается создать идеальные условия для съемки. Порой приходится фотографировать в слишком ярком свете, а иногда — в полумраке. Важную роль также играют источники искусственного освещения: отдельные студийные устройства, фонари и прочие осветительные приборы.
Параметры выдержки
Чтобы упростить настройку выдержки и выполнение всех последующих операций, профессиональные фотографы разработали специальную вспомогательную таблицу, показывающую оптимальные параметры выдержки и диафрагмы. Вы можете легко найти такую таблицу в справочной литературе или в интернете под названием «таблица значений экспозиций». Этот полезный инструмент поможет вам избежать неудачных экспериментов с оборудованием и быстрее набираться опыта, ведь с каждым использованием таблицы вы будете постепенно запоминать её значения и сможете самостоятельно настраивать параметры, не беспокоясь о результате.
Также хотим представить вам еще один важный параметр — единую выдержку для диафрагмы. В ряде справочников и фотопособий встречается аббревиатура ISO. Это именно тот параметр, который нам нужен. Значения ISO уже давно скомпонованы в специальные таблицы, упрощающие процесс настройки оборудования для работы. Они помогут ускорить поиск оптимальных настроек для нестандартной съемки и правильно задать параметры для работы в условиях недостаточного или, напротив, избыточного освещения.
В этих таблицах зафиксирован вышеупомянутый параметр ISO, который напрямую влияет на светочувствительность. Обратите внимание на пропорциональность значений, которые вы выбираете: чем выше значение ISO, тем больше «шумов» (незначительных серых помех) будет видимо на готовом снимке.
Ошибка в настройке выдержки: шевелёнка
Итак, выдержка отвечает за передачу движения. Чем быстрее движение, тем короче требуется выдержка, чтобы получить четкий снимок. Однако в некоторых случаях даже при съемке статичных объектов кадр может быть смазан. Причины этому — наши собственные движения: фотоаппарат в руках, как правило, немного дрожит. Это явление на сленге фотографов называется «шевелёнка». Шевелёнка является нежелательной, так как не устраняется во время обработки изображений. Иногда размытие может восприниматься как художественный эффект, но чаще всего это просто технический брак.
Как же избежать шевелёнки? Если у вас камера с китовым объективом, старайтесь не устанавливать выдержку длиннее 1/60 с. Если автоматика (в авторежиме, режиме P или A) установила более длинную выдержку, активируйте встроенную вспышку, постарайтесь улучшить условия освещения или увеличьте значение ISO.
Если в вашем арсенале есть объективы с большим зумом, вы могли заметить, что чем больше зум, тем более заметными становятся колебания в видоискателе. Поэтому правило не использовать выдержки дольше 1/60 с для длиннофокусных объективов может быть неэффективным. Оказывается, безопасная выдержка для ручной съемки зависит также от угла обзора объектива и его фокусного расстояния. Чтобы определить безопасную выдержку для конкретного фокусного расстояния, фотографы разработали специальную формулу:
Max. выдержка = 1/фокусное расстояние х 2
Это значит, что при фокусном расстоянии 50 мм максимальная безопасная выдержка составит 1/100 с, а при фокусном расстоянии 200 мм — уже 1/400 с. Некоторые фотографы вместо множителя 2 в формуле используют множитель 3. Это необходимо, когда работают с камерами, имеющими более 30 мегапикселей. Чем выше детализация снимков, тем более заметны все недочеты.
Рекомендация: старайтесь избегать резких движений с камерой. Ошибка начинающего фотографа заключается в том, что он неправильно нажимает на кнопку спуска затвора. Если вы рефлекторно дергаете камеру в момент съемки, шевелёнка будет вас преследовать даже при очень коротких выдержках, таких как 1/250 или даже 1/1000 с. Научитесь аккуратно и плавно нажимать на спусковую кнопку, контролируйте движение в момент нажатия, выработайте устойчивую позу для съемки. Практикуйтесь, чтобы в важный момент быть готовыми к съемке.
Благодаря оптической стабилизации и некоторому опыту, на Nikon Z 6 и Nikon Z 7 можно снимать даже на выдержках около 1/2 с!
NIKON Z 7 / 14.0-24.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 220, F2.8, 1/2 с, 20.0 мм экв.
Длинные выдержки при плохом освещении
Во время съемки в условиях недостаточного освещения, можно использовать длинные выдержки, которые позволяют диафрагме открываться на более длительное время, чтобы пропустить достаточно света на светочувствительный элемент. Важно, чтобы в итоге получилась правильная экспозиция для изображения.
Этот метод подходит только для статичной съемки, такой как пейзажи, архитектурные объекты, предметы и так далее. Наиболее оптимальные настройки находятся в пределах от 1/60 сек. Также для съемки понадобится штатив или монопод, чтобы предотвратить естественную вибрацию техники и избежать размытия изображения.
Не стоит забывать о дополнительных аксессуарах, которые облегчают процесс съемки в условиях плохого освещения — таймер спуска затвора и спусковой трос. Используя их, вы сможете исключить любые колебания фотоаппарата и достичь максимально качественного снимка. Если у вас нет штатива, поставьте камеру на ровную стабильную поверхность и включите встроенный таймер спуска.
В таких условиях не рекомендуется использовать зум, лучше подойти ближе к объекту. Кроме того, будет полезно перед основным съемочным процессом сделать несколько пробных снимков, которые позволят вам внести необходимые коррективы. Таким образом, вы сможете поэкспериментировать с различными настройками и выбрать подходящие параметры для конкретной ситуации.
Во многих моделях фотоаппаратов имеется автоматический ночной режим, использование которого должно происходить осторожно, так как камера может выбрать наиболее светлую область в видоискателе, руководствуясь ею для экспонирования. В результате можно получить провалы в темных зонах и чрезмерно яркие детали на переднем плане.
Выдержка и фотовспышка
Использование вспышки, естественного света или студийного оборудования требует серьезного подхода к настройке выдержки. Скорость затвора давно признана эффективным механизмом, и высокая скорость затвора позволяет открывать затвор на короткие временные отрезки.
Если вы не используете специализированные высокоскоростные синхронизированные вспышки, максимальная скорость будет ниже 1/250. Это значение считается стандартной скоростью синхронизации для большинства вспышек.
При увеличении этого значения на изображении появляется темная полоска. Это происходит из-за того, что вспышка начинает срабатывать, когда затвор уже начинает закрываться, что не дает свету попасть на все сенсоры.
Статья помогает вам понять сложные аспекты, чтобы получить практическую пользу на практике. Экспериментируйте и получайте удовольствие от творчества! Желаю вам быстрого освоения настроек вашего фотоаппарата и отличных результатов!
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, не стесняйтесь задать их в комментариях, и наш эксперт с радостью ответит на них.
Поделитесь своим опытом настройки выдержки в комментариях, а также расскажите о вариантах использования на практике в качестве творческого приема. Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!