Выбор игл для патефонов необходимо осуществлять с учётом их толщины: чем толще игла, тем более ярким и насыщенным будет звук при воспроизведении. Некоторые преданные любители даже изготавливают иглы самостоятельно из бамбука и других материалов, экспериментируя с интонациями и качеством звука.
Цикл публикаций музейных предметов Ожившие истории. Патефон
Патефон — это механическое устройство, созданное для воспроизведения граммофонных пластинок. Название данного устройства происходит от французской компании Пате, которая первой начала импортировать такие аппараты в Россию. Патефон представляет собой переносную версию граммофона: его рупор значительно меньше и встроен в корпус. Этот аппарат сконструирован в форме чемоданчика и удобно переносится благодаря специальной ручке. Несмотря на то, что громкость патефона достигает 80-100 дБ, качество звучания чаще всего оставляет желать лучшего.
В Советском Союзе патефоны изготавливались множеством заводов. Один из таких патефонов был выпущен Коломенским патефонным заводом в 1930-е годы. Скоро патефоны, произведенные в Коломне, приобрели популярность по всей стране. Благодаря стараниям молодёжи, завод уже в первый год работы смог произвести больше патефонов, чем предполагалось, и в последующие годы выпускал свыше 1000 аппаратов в день.
Патефон стал важным элементом общественной и культурной жизни нашего народа. Он был особенно популярен в 1930-е годы и глубоко укоренился в повседневную жизнь советских людей, непродолжительное время уступив место электропроигрывателю и радиоле лишь в начале 1960-х. В течение этого времени патефон способствовал формированию уникальной культурной модели взаимоотношения людей с музыкой в их домашних условиях. В 1930-1950 годах патефоны использовались на танцах, которые устраивались в городах СССР, часто выставляя аппарат на подоконник. В редкие минуты отдыха во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наши отцы и деды заводили патефон и наслаждались музыкой, вызывая воспоминания о родном доме и близких.
Оставить комментарий Отменить
Вы должны войти для комментирования.
Мероприятия
с 01 января по 30 декабря | |
Познавательная программа «Никита Моисеевич Зотов — первый учитель Петра I» 7+ (обязательна предварительная запись групп) | |
с 10 января по 30 декабря | |
РЕЖИМ РАБОТЫ ГЛАВНОГО ДОМА УСАДЬБЫ ЛЫТКАРИНО: Вторник — Пятница — с 10:00 до 18:00; Суббота — с 10:00 до 16:00 /Воскресенье и Понедельник — выходной/. 0+ ВТ. и ЧТ. в 16:00 и в СБ. в 12:00 и 15:00 проводятся обзорные экскурсии по усадебным залам для всех желающих. (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). | |
с 10 января по 30 декабря | |
Мультимедийная программа «Наш край в годы реформ Петра I» 12+ (обязательна предварительная запись групп) | |
с 06 февраля по 30 декабря | |
Работа выставки «Лыткаринцы СВОих не бросают», 0+ Место проведения: выставочный зал «Людская» (ул. Коммунистическая д.10, первый подъезд) Вход свободный. | |
с 16 мая по 15 января | |
Работа временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино.0+ Входные билеты в кассе музея. | |
с 14 сентября по 19 ноября | |
Работа художественной выставки лыткаринских художников из фондов Лыткаринского музея Врмена года. 0+ (билеты в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
06 ноября | |
В связи с проведением Чернышевских чтений ЛЫТКАРИНСКИЙ МУЗЕЙ ЗАКРЫТ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ. Приносим свои извинения! | |
07 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино | |
07 ноября | |
в 18:30 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
09 ноября | |
в 11:00 — экскурсия по временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные) Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино. | |
09 ноября | |
в 12:00 и в 15:00 — обзорные экскурсии по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
09 ноября | |
в 16:00 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
12 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
14 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
14 ноября | |
в 18:30 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
16 ноября | |
в 11:00 — экскурсия по временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея) Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино. | |
16 ноября | |
в 12:00 и 15:00 — обзорные экскурсии по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
16 ноября | |
в 16:00 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
19 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
21 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
21 ноября | |
в 18:30 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
23 ноября | |
в 11:00 — экскурсия по временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея) Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино. | |
23 ноября | |
в 12:00 и 15:00 — обзорные экскурсии по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
23 ноября | |
в 16:00 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
26 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
28 ноября | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
28 ноября | |
в 18:30 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
30 ноября | |
в 12:00 и 15:00 — обзорные экскурсии по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино. | |
30 ноября | |
в 16:00 — занятие клуба исторического танца «Лыткаринский Реверанс» 18+ (главный дом усадьбы Лыткарино). 300 руб. Первый пробный урок — бесплатно. | |
30 ноября | |
в 11:00 — экскурсия по временной выставки «Лыткарино — 595 лет. Деревня. Поселок. Город.» 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея) Место проведения: главный дом усадьбы Лыткарино. | |
03 декабря | |
в 16:00 — обзорная экскурсия по залам усадьбы Лыткарино, для всех желающих. 5+ (билеты можно приобрести в кассе музея за наличные или онлайн на сайте музея). Место проведения:Главный дом усадьбы Лыткарино |
Барановский фарфоровый завод — это один из первых заводов, которые начали изготавливать фарфор в России.
Громкость звука, производимого патефоном, колеблется в пределах 80–100 дБ, что эквивалентно шуму уличного движения. Полное заводка пружинного механизма позволяет воспроизводить звук с одной стороны пластинки на скорости 78 оборотов в минуту, что в среднем составляет около трех минут звучания.
На звукоснимателе располагаются игла и мембрана, которая усиливает звук и передаёт его через звуковую трубу, ведущую к раструбу. Таким образом, звук выходит из большого отверстия, находящегося под металлической головкой звукоснимателя.
На корпусе патефона предусмотрен автоматический выключатель пластинки. Перемещение этого выключателя в положение «Вкл.» приводит к тому, что пластинка останавливается при снятии головки, тогда как положение «Выкл.» используется для разряда пружины.
Регулятор скорости воспроизведения, называемый медленно–быстро, отвечает за изменение темпа звука, позволяя пользователю ускорять или замедлять воспроизведение.
Ручка Стоп предназначена для блокировки вращающегося диска, что позволяет обеспечить безопасность при обращении с устройством.
Практически с правой стороны аппарата находится ручка для завода пружины, которая вращается по часовой стрелке, что является стандартом для подобных устройств.
Специальный угловой отсек в передней части патефона предназначен для хранения запасных игл, что значительно упрощает эксплуатацию устройства.
Чтобы заглянуть внутрь устройства, сначала необходимо убрать вращающийся диск. Затем мы снимаем механизм автоматической остановки и отсоединяем головку вместе со звуковой трубой от корпуса. Внутри, с правой стороны, видно выходное звуковое отверстие, а на обратной стороне деревянной панели расположен вращающий механизм и металлический раструб. Отверстие для ручки, с помощью которой заводится пружина, находится на корпусе механического двигателя.
С вращением ручки необходимо завести пружину механизма, после чего иглу звукоснимателя можно разместить на пластинке. Воспроизводимый звук через трубу попадает в усиливающий раструб, и остаётся лишь наслаждаться мелодиями ушедшей эпохи.
Если вы задумались о покупке такого устройства, вам стоит ознакомиться с ассортиментом патефонов в нашем магазине!
Как работает?
Устройство механизма патефона имеет довольно простую конструкцию. Основным приводом является пружинная система. Внутри коробки установлен раструб, который усиливает звук. Регулировка скорости производится с помощью регулятора центробежного типа. А воспроизведение звука осуществляется с помощью иглы, сделанной из стали или реже — из сапфира, и мембраны.
Сапфировые иглы полностью вытеснили стальные аналоги из-за своей многоразовости и долговечности. Уровень громкости может варьироваться от 80 до 100 дБ.
К сожалению, качество звука, воспроизводимого патефоном, не может считаться качественным. Он издавал хриплый и искажённый звук, что вызывало множество загрязнений в звучании. Когда игла изнашивалась, качество звука ухудшалось ещё больше.
Интересно отметить, что существуют модели патефонов с выведённой наружу трубой. При этом вся конструкция отличается от граммофона, особенно адаптером. Звуковая канавка формируется методом глубинного, а не поперечного резания. Самые ранние версии продукции Патэ обеспечивали воспроизведение звука не от края к центру, а наоборот. Однако это решение было отвергнуто, поскольку уже было произведено много традиционных пластинок.
Можно выделить как дорожные (облегчённые) варианты проигрывателей, так и их напольные аналоги. Основное различие между ними заключалось в размерных характеристиках и массе. Создать же совсем миниатюрное устройство было невозможно из-за технологических ограничений, связанных с пластинками и процессом их воспроизведения. Это обстоятельство актуально и для современного ретро-оборудования. К концу эпохи механических плееров появлялись модели, которые работали на электрическом приводе. Но это уже была последняя глава в истории патефонов.
Производители
Оригинал старинного устройства от компании Патэ либо других европейских производителей, выпущенный до 1920 года, представляет собой настоящую редкость. По этой причине большая часть антикварных патефонов была произведена в СССР, и главным образом после 1938 года. Это, вероятно, объясняется тем, что более старые модели к моменту прекращения их производства полностью выработали свой ресурс.
Установлено, что массовое производство патефонов началось на Коломенском заводе как раз с 1938 года.
Однако оно продлилось недолго: в связи с известными обстоятельствами, заводу вскоре пришлось изменить профиль своей работы. Помимо этого, патефоны также выпускались:
- на заводе Ордена Ленина «Молот»;
- Московским, Ленинградским и Владимирским патефонными заводами;
- московским заводом, который позже перенесли в Казань при объединении точной индустрии;
- кооперативной фабрикой «Красногвардейск»;
- патефонным заводом Днепропетровска;
- велосипедным заводом имени Фрунзе, который расположен в Пензе.
Редкие производители включают:
- ткацкую фабрику «Пионер» (в период с 1925 по 1933 годы);
- Апрелевский завод (первыми освоивший выпуск виниловых пластинок);
- артель «Граммофон»;
- английские модели HMV.
Среди коллекционеров большой популярностью пользуются не только патефоны, произведённые в Ленинграде, но и аппараты «Дружба». Примечательно, что даже современные компании иногда выпускают патефоны, чаще всего in imitation of, то есть в виде имитации. Однако есть и такие модели, которые способны копировать звук с пластинок на флеш-накопители или управляться дистанционно. Некоторые из них также предусматривают возможность подключения к внешним акустическим системам. Яркие примеры:
- AR-003 Leader;
- Camry CR 1149;
- Crosley Keepsake USB;
- Weltbild Nostalgia.
Самая первая аудио запись
Вопрос о самой первой звукозаписи, вероятно, интересует большое количество людей.
Долгое время считалось, что эта запись утеряна навсегда. Однако историки-исследователи совсем недавно случайно нашли настоящий раритет. Им оказался стеклянный валик, предназначенный для фоноавтографа. Запись была сделана, как предполагается, самим изобретателем, но не Эдисоном.
Фоноавтограф (а не фонограф!) был изобретением Эдуара-Леона Скотта де Мартенвиля. Именно его голос звучит со старейшей записи. Удалось даже точно определить дату — это 9 апреля 1860 года.
На записях Эдуар-Леон Скотт де Мартенвиль напевает в течение 10 секунд французскую народную песню «Au Clair de la Lune» (Лунный свет). Качество звука, разумеется, оставляет желать лучшего, однако сегодня его удалось восстановить и оцифровать. Теперь любой желающий может найти эту песенку в Интернете, совершив соответствующий поиск.
Интересно, что при первых воспроизведениях исследователи посчитали исполнителя песни неизвестным артистом или подростком, однако повторный анализ в 2009 году показал, что причина этого заключалась в том, что скорость воспроизведения была значительно повышена — и это голос самого изобретателя, поющего очень медленно.
Патефон и граммофон – это не одно и то же
Некоторые люди сравнивают такие устройства, как патефон и граммофон, ставя между ними знак равенства. Действительно, они имеют множество сходств, как в дизайне, так и в функционировании. Однако есть и значительные отличия. Не вдаваясь в технические детали, можно выделить несколько ключевых моментов:
- Способ записи у патефона — поперечный. В некоторых случаях наблюдается различие в траектории движения иглы. Первоначально патефоны использовали перемещение иглы звукоснимателя от центра к краю пластинки, что было дорогостоящим и не очень удобным для массового производства. В итоге от этой практики вскоре отказались;
- Патефон является портативной и более компактной версией граммофона, отличается меньшей массой и использованием более скромных размеров;
- Несмотря на распространённое мнение, патефон не лишён трубы резонаторного раструба. Просто эта труба расположена довольно глубоко внутри корпуса;
- Качество звука патефона значительно уступает качеству граммофона. Тем не менее, его мобильность и доступная цена оказались более важными факторами;
- Патефон, как правило, доступен по более низкой цене по сравнению с граммофоном.
Всё дело в том, что граммофон, хотя и обладал сравнительно чистым и громким звуком для своего времени, оставался технически дорогостоящим изделием. Позволить себе приобрести его могли лишь очень обеспеченные люди.
Очевидно, что многие желали попробовать что-то новенькое, и размеры граммофона вряд ли можно было назвать компактными, что в основном обусловлено характерной громоздкой трубой резонатора.
Изобретатели фирмы Пате оказались способны успешно решить проблему большого резонатора, разместив его внутри компактного корпуса переносного устройства. Почти сразу на рынок стали выходить патефоны в виде чемоданчиков с застёжками и ручками. Это кардинально изменило возможности использования устройства — теперь его можно было брать с собой в поездки, на пикники и в другие места.
Познавательный час «Что такое патефон»
Информация о материале Автор: Кербер Ольга Юрьевна Создано: 26 мая 2020 Просмотров: 812
В нашем музее хранится уникальный экспонат — патефон. Что это такое и какую роль он играл в жизни людей — об этом и пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе.
На фото: старый патефон, экспонат Троицкого районного краеведческого музея. Эти патефоны производились на Государственном заводе Министерства сельскохозяйственного машиностроения СССР в городе Молотов.
Исторические сведения показывают, что на протяжении веков люди пытались создать механизмы для воспроизведения звука.
Вспомните, что когда-то существовали различные устройства, такие как шарманки, музыкальные шкатулки и самобытные табакерки. А сколько же великолепных часов с музыкальными механизмами было создано!
Существовали и иные попытки создать устройства, которые могли бы издавать звуки без помощи человека.
Впервые это устройство серьёзно разработал американец Томас Алва Эдисон, который в 1877 году представил миру прибор для механической записи и воспроизведения звука. Этот революционный инструмент назвали фонографом. Чуть позднее, в 1888 году, немецкий инженер Эмиль Берлинер придумал граммофон.
Оба устройства вполне существовали мирно и параллельно, фонографы продолжали использоваться вплоть до 30-х годов XX века.
Старинный граммофон
Граммофон также прошёл свой путь эволюции: после усовершенствования получил новое название — патефон.
В создание этого аппарата внесли свои идеи французские инженеры. Служащий компании Патэ, Гильон Кеммлер в 1901 году предложил исключить рупор (большую внешнюю трубу граммофона), поскольку он затруднял использование устройства, но при этом сохранить качество звучания.
На фото: механический патефон Владимирского патефонного завода.
Таким образом, был изобретён патефон. Его название произошло от сочетания слов «Патэ» (имя известной французской фирмы, производившей патефоны) и «фон», что в переводе на русский язык означает «звук».
Звучание патефонов зачастую было хриплым и искажённым, и не всегда можно было расслышать слова. Качество звука зависело от состояния иглы: в патефонах обычно использовались многоразовые сапфировые иглы, тогда как в граммофонах — стальные, которые требовали частой замены.
В общем, патефоны считались хрупкими конструкциями, их приводом служил пружинный механизм.
Заводка пружины требовала бережного отношения, чтобы не повредить её, так как эта деталь была дефицитом. Полной заводки хватало для прослушивания одной стороны пластинки, что составляет примерно 5 минут.
Уровень громкости патефона не имел регулировки и находился в пределах 80-100 дБ.
Патефон, в отличие от граммофона, имел компактные размеры и помещался в небольшой чемоданчик.
В России патефоны быстро завоевали популярность, и почти каждая семья имела такое устройство. В советское время патефон стал поистине культовым явлением.
Лёгкий шорох и легкое шипение во время воспроизведения пластинок не отвлекало, а наоборот, создавало уютную атмосферу в компании друзей.
В городах и селах СССР были весьма популярны танцы под патефон. Обычно его ставили на окно, чтобы привлечь внимание всех желающих потанцевать. Громкости патефона вполне хватало для этого.
Войти
- Свет нашей души
- Народов много — Родина одна!
- С любовью к родной земле!
- Месячник пожилого человека
- Единым духом мы сильны!
- Ленточки-триколор
- В единстве — наша сила!
- Моя Родина Россия
- Ура, каникулы!
- По страницам сказок
- Структура организации
- Мечта ставшая реальностью
- День воина-интернационалиста
- Оценка качества
- Цвети и пой, Алтай!
- Следы в лесу.
- Марафон дней культуры «Соседи» шагает по Алтайскому краю
- В страну здоровяков
- Квест «Помогите мишке»