Тем не менее, реальная история этой классической техники фотосъемки началась в 1952 году, когда разработчики смогли представить первый зеркальный малоформатный фотоаппарат. Три года спустя модель Зенит-С была оснащена синхроконтактом и улучшенным затвором. При поднятии зеркала затвор обоих фотоаппаратов опускался.
Игра Зенита. Как прицелы для оружия победили легендарные советские фотоаппараты
Советские фотоаппараты всегда были одними из лучших в мире. Камеры Зоркий, Горизонт и Зенит производились в Красногорске, однако в настоящее время это производство закрыто. Журналист Вячеслав Опахин из Hi-Tech Mail.Ru посетил Красногорский завод и рассказывает, как немецкие производители смогли возродить советскую фототехнику, а китайцы и девяностые годы фактически уничтожили её.
Американский президент Джимми Картер увлекался фотографией с юных лет, еще во время службы в военно-морском флоте, где он использовал камеру Rangefinder. Это знали и в Советском Союзе. Хотя отношения между Соединенными Штатами и СССР в конце 70-х годов немного улучшились, это не стало поводом для прекращения сбора данных о своих соперниках.
Премьер-министра СССР Алексея Косыгина отправили в Соединенные Штаты с уникальным подарком. На встречу с президентом Картером он принес сверкающий хромированный фотоаппарат Горизонт, который являлся гордостью советской оптики.
Панорамные камеры были настоящей редкостью, но никто не ожидал, что президент так поразится и оставит Горизонт себе. С помощью советского фотоаппарата Картер сделал несколько автопортретов в Овальном кабинете, и Горизонт стал символом новой эры в отношениях между двумя странами.
Советские камеры соперничали с Canon и Nikon
С тех пор советские камеры были подарены многим видным личностям. Например, Горизонт находился у короля Нидерландов, в то время как премьер-министр Индии мечтал о таком устройстве. Камеру Зенит использовал известный американский фотограф Артур Уиджи Феллинг. Несмотря на успешную PR-кампанию, в Советском Союзе не было широкой рекламы: о Горизонтах, Зорких и особенно о Зенитах говорили в основном «сарафанное радио».
Фотоаппараты экспортировались в 76 стран мира, и только в Великобритании продавались в четырех тысячах магазинов.
Модель Зенит-Е стала самой массовой среди однообъективных пленочных зеркальных фотоаппаратов — было продано почти 3,5 миллиона экземпляров. На каждом аппарате стоял значок качества Красногорского завода, одного из лидеров в мире оптических технологий.
Долгое время завод опережал японские компании Canon и Nikon, американского производителя Kodak и немецкие бренды — Leica и Hasselblad — как по количеству выпущенной продукции, так и по сложности разработок.
#6 Гость_Макаров Антон_*
- Гость
Отправлено 26 апреля 2010 — 18:30
А эта ветка вопросов на тему М42. Получается, вы уже определились с типом крепления?
На М42 с таким бюджетом можно взять Spotmatic ES или ESII, Memotron или Fujica 901.
- Гость
Отправлено 26 апреля 2010 — 18:48
С таким бюджетом вы можете позволить себе зеркалку с автофокусом и штатным зумом. Насколько это важно для механики на М42?
Не столь принципиально, главное — это легкость в поиске объектива и комплектующих в случае необходимости.
Я сам новичок в этом.
Основные характеристики
Классическая конструкция данного устройства выполнена из алюминиевого корпуса, в котором предусмотрена возможность доступа к нижней крышке. В некоторых моделях предусмотрено место для установки аккумулятора. Использование алюминиевого сплава делает устройство надежным, прочным и устойчивым к механическим повреждениям. В таких фотоаппаратах используется 35-милимметровая пленка с размером кадра 24х36 мм, а также можно применять двухцилиндровые кассеты. Перемотка пленки осуществляется с помощью специальной головки, а счетчик кадров задается вручную.
Механический затвор модели может работать с выдержками от 1/25 до 1/500 секунды. Объектив можно закрепить на штативе благодаря специальному резьбовому соединению. Фокусировочный экран изготовлен из матового стекла, а пентапризма не отсоединяется. С увеличением технологического прогресса и ростом спроса на эту технику, конструкция фотоаппаратов КМЗ претерпела ряд изменений, касающихся как технических сложностей, так и дизайна. Несмотря на многообразие моделей, все Зениты используют одну и ту же пленку. Также имеется возможность использования совместимых с ними объективов. Многие устройства оборудованы фокальным затвором.
Основная характеристика, способствующая успеху фотоаппаратов Зенит, — это использование штатных объективов Гелиос-44. Эти объективы обладают высокой надежностью и качеством, что позволяет с уверенностью назвать их универсальными — они успешно подходят для съемки пейзажей, макро, портретов и так далее. В комплектацию моделей также входит специальный чехол с ремнем, который надежно защищает устройство от неблагоприятных условий и механических повреждений.
Надежность является одной из самых важных характеристик, которая существенно повлияла на успех фотоаппаратов Зенит.
Устройства, произведенные даже пятьдесят лет назад, можно использовать и сегодня, при условии бережной эксплуатации. Поэтому целесообразно изучить разнообразие моделей данного бренда, их особенности и характеристики, чтобы выбрать для себя идеальный пленочный фотоаппарат.
Обзор популярных моделей
Зенит-3 можно найти в хорошем состоянии, даже если он был выпущен в 1960 году. Эта модель имеет увеличенные размеры и автоспуск, а для того, чтобы взвести затвор, необходимо использовать курок. Пленочный фотоаппарат отличается малым весом, что позволяет брать его с собой в поездки. Эта редкая камера пользуется популярностью среди ценителей советской техники и любителей пленочных снимков.
Если же вы ищете что-то более современное, можно обратить внимание на модель Зенит 11, выпущенную в 1988 году. Это зеркальный пленочный фотоаппарат с нажимной диафрагмой. Устройство компактное, а кнопки управления расположены также, как и в других приборах данной марки. Указательный палец легко нажимает на спуск, а рядом расположена кнопка перемотки пленки, которую можно заметить не сразу из-за её маленького размера.
Камеры от Зенита вызывают интерес у множества фотографов, которые осознают, насколько естественными и атмосферными получаются пленочные снимки.
Однообъективные зеркальные
- К данной категории относится зеркальный аппарат Зенит-Е. Он производился до 1986 года, и по сей день его можно найти в продаже по доступной цене. Используемая пленка — тип 135. Устройство компактно и удобно в эксплуатации. Фокусировка настраивается вручную. Как и многие другие модели под маркой Зенит, данная модель имеет литой алюминиевый корпус. Кадры фиксируются механически, есть автоспуск и гнездо для установки на штатив, а также в комплекте поставляется чехол на ремешке.
- Фотокамера Зенит-TTL также пользуется популярностью среди почитателей пленочной фотографии. Среди её основных характеристик — возможность настроить выдержку в ручном, автоматическом и длительном режимах. Есть механический автоспуск, корпус выполнен из алюминия и отличается прочностью. Однако устройство немного тяжелее, чем другие модели данного производителя.
- Зенит-ЕТ — это малоформатный зеркальный фотоаппарат с ручной установкой экспозиции, выпуск которого завершился в 1995 году. Его отличает механический затвор и штатный объектив. Цена варьировалась в зависимости от установленного объектива, что, в свою очередь, влияло на выбор конкретной модели. Модельный ряд фототехники Зенит достаточно обширен, каждая серия обладает своими особенностями и преимуществами.
Компактные
- Беззеркальный полнокадровый фотоаппарат представлен компактной моделью Зенит-М. Это первый цифровой агрегат российского производства под известным брендом, хотя его внешний вид мало отличается от советской оптики. Однако изменения затронули именно техническую сторону устройства. Являясь дальномерной камерой, модель оборудована дополнительным объективом с двухцветным отблеском. Эта модель произвела фурор среди поклонников фототехники.
Под задней крышкой находится карта памяти и аккумуляторная батарея. Устройство оснащено микрофоном, что позволяет на нем снимать не только фотографии, но и видео. Внутренняя часть корпуса сделана из магниевого сплава и латуни, а также имеет защиту от влаги. Стекло экрана защищено по технологии Gorilla Glass. Дизайн был намеренно выполнен в винтажном стиле, чтобы сохранить ретро-эстетику.
- Зенит-Автомат также вызывает большой интерес. Виды искатель отображает 95% кадра, также имеется фокальный шторный затвор, который срабатывает довольно быстро. Использование штатива возможно благодаря наличию резьбы. Это устройство легче большинства своих аналогов, поскольку панель в корпусе выполнена из пластика. Если вы ищете компактный фотоаппарат, стоит обратить внимание именно на эту модель.
Оптика
Оптика на фотоаппаратах Зенит имеет свои специфические недостатки с точки зрения качества сборки и управления. Однако что можно сказать о светопропускной способности? Объективы заслуживают оценки как минимально удовлетворительные, особенно по критериям своего времени. Хороший экземпляр Гелиоса 44-2 можно использовать для любительской фотосъемки с приемлемыми результатами.
Качество объектива зависело от того, насколько старательно его собирали, и от уровня усердия тех, кто проверял качество сборки. Объективы имеют значительные различия в качестве, несмотря на то, что их серийные номера находятся близко друг к другу. Наиболее распространенные модели Гелиос (44-2, 44-3, 44М) имеют низкую разрешающую способность и контрастность, резкость достигается только при закрытой диафрагме, а также иногда возникают «зайцы». Иногда смазка в объективах либо не добавлялась, либо, напротив, ухудшалась, что создаёт дополнительные проблемы. Но даже если вы станете обладателем удачного экземпляра, характеристики объективов все равно не смогут соперничать с современными стеклами. Да, существуют неплохие экземпляры Гелиоса, такие как 44М-7, и вполне можно встретить камеры вместе с Зенитарами, которые могут оказаться лучше. Но, по большому счету, насколько действительно нужны невероятно резкие объективы человеку, который нашел камеру в своем старом шкафу? Для первого опыта вполне подойдет Гелиос 44-2, главное, чтобы у вас было понимание, как работает диафрагма и на что влияет значение фокуса. Также было бы полезно умело наводить фокус вручную.
Во многих англоязычных блогах выражено восхищение советской оптикой, так как за небольшие деньги можно приобрести относительно светосильное стекло с характером, у которого есть особенности, отсутствующие у современных оптических систем. Одна из самых очевидных особенностей — это «кружащий» фон, который наблюдается при съемке на открытых диафрагмах:
Этот эффект может быть интересным, но со временем он может надоесть, и не всегда он оказывается уместным.
Эти объективы заметно отличаются от современных моделей. Но чтобы превратить сделки с этими спецификациями в достоинства, необходимо понимать, как правильно их использовать. Это, конечно, не подходит для начинающих. В то же время, если сама камера Зенит не особенно интересна снимающему, объективы могут быть адаптированы для современных фотоаппаратов, что позволит получать неплохие снимки, несмотря на низкую резкость, проблемы с засветками и плохую эргономику. В заключение: при помощи переходника можно использовать объектив с Зенита на цифровых камерах, что может дать удивительные результаты.
Обслуживание
Стоит сразу отметить, что ремонт механических пленочных камер — это уже далеко не столь простое занятие, как это было хотя бы в девяностых годах прошлого века. В наше время ремонт такой техники больше относится к хобби энтузиастов, чем к массовым услугам.
Дополнительные сведения о ремонте пленочных фотоаппаратов я уже упоминал в этом посте.
Если у вас сломался Зенит, то гораздо проще просто поставить его на полку, а если у вас возникнет желание вновь заняться съемкой на Зенит, можно просто попросить среди знакомых, а если не получится, приобрести тушку на Авито по цене не выше 1000 рублей. Получается, что Зениты не клеятся. Теоретически, есть возможность починить Зенит, но стоимость ремонта часто оказывается выше цены нескольких других работающих аппаратов.
#27 BobCoRn
Отправлено 02 мая 2008 — 20:41
wnz (16.4.2008, 21:35) писал:
Зенит-122, Зенит-ЕТ, Зенит-Е, Зенит-Е с объективом Гелиос.
Недавно восстановил линейку первых ЗЕНИТов: ЗЕНИТ (1955), ЗЕНИТ-3 (1961), ЗЕНИТ-С (1960).
Самым красивым среди них является ЗЕНИТ-С. Именно покупка двух объективов — Мир-1 и Таир-11, оба «брюссельца» с номерами опытных партий (00ХХХХ) и подвигнули меня на такое нелегкое коллекционерское занятие.
Когда я прогуливаюсь по городу с этим экземпляром на шее, люди внимательно рассматривают этого красавца, ЗЕНИТ-С. Но если бы я взял ЗЕНИТ-Е, предполагаю, многие бы лишь улыбнулись в ответ на этот выбор. Поэтому, если вы любитель раритетов и вас не пугает сложность и unpredictability процесса фотографирования с такой техникой, купите себе ЗЕНИТ-С. А если вы хотите проводить действительно активную съемку, поисках ЗЕНИТ-TTL с Гелиосом 44-4, но только от Красногорского завода.
Отправлено 22 мая 2008 — 14:56
wnz (22.5.2008, 12:59) писал:
При выборе стоит обращать внимание на работу затвора на выдержке 1/30, а затем на всех остальных. Шторки должны перемещаться равномерно. Также стоит выкрутить объектив и, прижав его к глазу, просмотреть шторки на наличие трещин или прожогов от солнца в виде мелких точек и т.д. Первую шторку проверяем при взведенном затворе, вторую — при спущенном. Зеркало необходимо поднять и зафиксировать в верхнем положении. Шторки должны быть мягкими на ощупь, не жесткими. Сжимайте кнопку спуска и смотрите, как закрывается диафрагма. Она должна закрываться плавно, без рывков. Следите за юстировкой на бесконечность, используя объекты на расстоянии примерно 300 метров. Микрорастр не должен «играть», а наводка по полю должна совпадать с наводкой по микрорастру. Важно также проверить замер экспозиции с помощью контрольного экспонометра. Лучше всего проверять по равномерной белой стене или потолку. И, конечно, не следует забывать о внешнем состоянии устройства — если есть следы потери ржавчины или ударов, лучше не покупать.
Хорошо, если вы сможете также оценить объектив — линзы должны быть чистыми, с легким и плавным ходом червяка геликоида. Желательно, чтобы не было следов постороннего вмешательства, например, царапин от инструментов на гайках курка или оторванной обклейки — это может свидетельствовать о ненадлежащем обращении с камерой. Не забудьте взять с собой батарейку для экспонометра — Varta V625, но подойдут любые полуторавольтовые. Также стоит проверить гнездо установки батареи на наличие загрязнений или окислений. Если есть небольшие загрязнения, их можно очистить. Не забудьте договориться о пробной съемке, чтобы сделать кадры и: 1. Порадоваться удачной покупке, 2. Помянуть матушку продавца и отправиться на «бэкмани». Удачи в вашей покупке, и прошу прощения, если я не учел все детали.
Ах, да, Вилейский вариант лучше не брать ни в коем случае! Только Красногорского «Зверевца», с черной крышкой, даже если она немного потерта.
Сообщение отредактировал BobCoRn: 23 мая 2008 — 12:32