Передвижной мини-дом оснащён всем необходимым для комфортного проживания, включая встроенную мебель. Однако наличие санузла в таких моделях обычно является редкостью. Чаще всего можно встретить варианты, укомплектованные только душевой насадкой, которая предназначена для принятия душа на свежем воздухе, что делает их более удобными для использования вне помещения.
Путешествуем в доме на колёсах. Какие бывают кемперы, и сколько они стоят в Беларуси?
Сейчас существует множество способов путешествовать, и каждый из них имеет свои особенности и привлекательные черты. Когда традиционные туристические направления закрыты, когда лоукост-авиаперевозчики прекращают свои рейсы, а фестивали и массовые мероприятия отменяются из-за пандемии, выбор способов для отдыха становится довольно ограниченным. В такой ситуации у нас есть для вас интересный вариант: путешествие в автодоме по Беларуси. В этой статье мы расскажем о ключевых особенностях и нюансах такого подхода к отдыху.
Существует несколько категорий автодомов, каждая из которых имеет свои специфические качества, которые важно учитывать перед выбором.
Интегрированные автодома
Интегрированные автодома производятся специализированными компаниями и являются полностью готовыми для путешествий кемперами с уникальным дизайнерским решением. Обычно мотор, трансмиссия и подвеска заимствуются у крупных автомобильных производителей, таких как Mercedes, Citroën или Peugeot, в то время как кузов и интерьер создаются с нуля под конкретные нужды и предпочтения.
Такой подход дает интегрированному автодому два ключевых преимущества: выдающийся внешний вид и удобное размещение всех систем внутри кемпера, поскольку инженеры не обязаны подстраиваться под размеры и конструктивные особенности уже собранных автомобилей. Однако есть и недостаток — такие автодома относятся к самой высокой ценовой категории на рынке.
Автоприцеп (автодача)
Прицепная версия кемперов в Европе часто называется караваном, так как жилое пространство крепится к транспортному средству при помощи прицепа. Этот тип также получают название кемпер-трейлер. Автоприцепы классифицируются в зависимости от того, что именно крепится под автомобилем: к жилому прицепу или палатке.
Автоприцеп представляет собой дом-прицеп, который подключается к автомобилю, и в любое время может быть отсоединен, чтобы, например, оставить его на стоянке в кемпинге. Важно помнить, что в городских условиях парковка с прицепом запрещена; для этого предназначены специальные площадки (кемпинги).
Следует отметить, что не все модели автоприцепов подходят для длительных путешествий, и это сильно зависит от их конструкции и комплектации. Обычно стандартные трейлеры оборудованы всем необходимым для комфортной жизни в путешествии: имеются места для сна, ванная комната и уютная мини-кухня. В случае более компактных моделей можно рассчитывать на наличие спального места, однако такие варианты часто не имеют туалета и кухонного оборудования.
Эксплуатация автоприцепа возможна в любое время года, поскольку кондиционер обеспечивает комфорт в летние месяцы, а отопление позволяет наслаждаться зимними поездками. Важно помнить, что автодача и автодом — это разные вещи с разными функциями и уровнями комфорта.
Типы автоприцепов:
- Маленькие прицепы, называемые каплями, имеют компактные размеры и малую вместительность. Они не оборудованы полными удобствами и обычно имеют лишь спальное место. Однако достоинство мини-трейлера в том, что его можно легко оставить на парковке и перемещаться на автомобиле. Этот вариант жилья будет идеален для романтиков и любителей кемпинга.
- Ещё один вариант — это кемпер, который представляет собой мини-фургон, устанавливаемый на крыше внедорожника, рассчитанный на двоих путешественников.
- Прицеп-палатка также крепится на автомобиль сверху, но в большинстве случаев у него очень скромный набор удобств. Путешественникам следует позаботиться о наличии переносного туалета, горелки и обогревательных устройств.
Основное преимущество всех автоприцепов по сравнению с автодомами — это более низкая стоимость. Однако, с другой стороны, они могут быть менее вместительными, поэтому для большой семьи такой транспорт может быть не самым удачным выбором.
Автодом
Автодом, который также называют кемпером или домом на колёсах, представляет собой многоцелевая конструкция, объединяющая жилое пространство и автомобиль. Обычно такие дома устанавливаются на базе шасси легких грузовиков — на них монтируется жилой модуль, а кабина автомобиля соединяется жилым пространством посредством отдельного прохода. Благодаря современным технологиям автодома снаружи нередко выглядят как автобусы, а не классические машины с фургонами.
Внутри автодома обычно имеются удобные места для сидения, которые можно трансформировать в спальные места при остановке. Содержимое автодома думается для комфортного проживания во время путешествия, включая газовую плиту, систему отопления, холодильник, туалет, душ, кондиционер, освещение и мебель. Даже самая простая модель кемпера может включать телевизор, спутниковую антенну, кофемашину и навесы для велосипедов.
Однако стоит отметить, что содержание автодома подразумевает довольно высокие затраты. Тем не менее, он предлагает значительное превосходство по вместимости и уровню комфорта, что делает его отличным выбором для длительных поездок. Размеры таких домов на колёсах могут варьироваться от больших автобусов до фургонов среднего размера.
Некоторые типы автодомов могут иметь даже две этажи с несколькими отдельными комнатами.
Это интересно: Новой Зеландии начала свое производство уникального дома на колёсах, именуемого Romotow T8. Особенность этого футуристического автофургона заключается в том, что его внутренняя часть, имеющая форму флешки, может поворачиваться на 90 градусов. В развернутом состоянии автодом предоставляет возможность проводить время на природе, сохраняя закрытыми спальни и другие комнаты.
Кастенваген
Кастенваген — это автодом, создаваемый на базе цельнометаллического фургона или микроавтобуса, таких как Mercedes Sprinter, Fiat Ducato или Renault Master. Его особенности заключаются в размерах и высоте: пассажиры могут находиться в салоне, стоя в полный рост. Этот вариант идеально подходит для двоих путешественников.
В России кастенвагены отличаются также своей неприметностью — цельнометаллический кузов скрывает внутреннее наполнение автодома, что снижает внимание к его оборудованию со стороны внешних наблюдателей.
Кастенваген Fiat Ducato
Кастенваген Mercedes Sprinter
Караван, жилой прицеп или прицеп-дача
Караван — это прицеп, который полностью оснащен для комфортных путешествий. Для его передвижения требуется тягач, что обеспечивает большую свободу передвижения: автопутешественники с караваном могут оставлять дом на колёсах на стоянке и исследовать окрестности на своем автомобиле.
Караваны могут выпускаться в различных размерах и классах — от компактных моделей до роскошных многоосных вариантов, подходящих для путешествий на большую компанию или семью.
Караван Zone RV
Жилой модуль
Жилой модуль представляет собой легкосъёмную конструкцию, устанавливаемую в кузов грузового автомобиля, например, в пикап или на прицеп. В России жилые модули часто создаются самостоятельно, что позволяет разнообразить их оснащение в зависимости от предпочтений и нужд владельца.
Жилой модуль Helix
Жилой модуль Luchs 400
Жилой модуль Пилигрим
Полуинтегрированный автодом
Полуинтегрированный автодом — это конструкция, основанная на шасси серийного автомобиля и включающая в себя кабину. Яркими примерами служат модели немецкой компании Bürstner, которые имеют характерные формы кабины, производимой Mercedes или Fiat. В то время как итальянские полуинтегрированные автодома от Rimor удобно установить на шасси Renault и Ford.
Ведущие европейские производители создают шасси для различных специализированных транспортных средств, включая автодома. Эти шасси затем используются для создания домов на колёсах под собственными брендами. Такой подход позволяет каждому производителю сосредоточиться на своем профиле и производить качественную технику, используя надежные и проверенные базы-шасси.
В России полуинтегрированные автодома на базе Газель Некст или аналогичных автомобилей часто собираются самостоятельно различными мастерами и энтузиастами.
Полуинтегрированный автодом Bürstner на шасси с кабиной Fiat
Полуинтегрированный автодом Bürstner на шасси с кабиной Mercedes
Автодома на колесах: как обслуживать
Важно отметить, что, несмотря на наличие всех необходимых удобств, владельцам автодомов предстоит заниматься регулярным обслуживанием: запас воды в баках хватит, как правило, всего на неделю (вероятнее — на несколько дней). Биотуалет требует периодического опорожнения, что можно сделать, например, в общественных туалетах, кемпингах или на автозаправках. Каждые несколько дней необходимо извлекать использованную воду, реже требуется заправка газовых баллонов и подзарядка аккумуляторов.
Оценить примерные затраты на содержание автодома сложно: возможно, заправка водой в некоторых местах будет бесплатной, а в некоторых за неё могут запросить немалую сумму. Это также зависит от того, где вы решите остановиться — в диком месте или на оборудованной стоянке, что может стоить около 1000-1500 рублей за сутки. Кроме того, стоит учитывать расходы на проезд по платным трассам.
В целом, расходы на содержание автодома сопоставимы с расходами на содержание обычного автомобиля такого же класса. Однако нужно принимать во внимание необходимость периодического мелкого ремонта жилой части.
Можно ли построить автодом самому?
Да! Многие энтузиасты или люди, желающие сэкономить на жилье, занимаются этой работой. Например, в районе Кремниевой долины, известной как ИТ-столица США с одними из самых высоких арендных ставок в мире, были случаи, когда молодые разработчики, купив старый фургон за 5-6 тысяч долларов, переделывали его в автодом, чтобы затем оставлять его на парковке у фитнес-центров, чтобы пользоваться душем.
В России тоже нередки случаи, когда фургоны или микроавтобусы переделывают под автодом. Однако стоит учитывать, что легализовать все изменения может быть затруднительно: для превращения фургона в автодом необходимо получить разрешение ГИБДД. Таким образом, начинать процесс переделки автомобиля лучше с оформления разрешений. Переоформление может обойтись примерно в 50 тысяч рублей, особенно если заниматься этим самостоятельно, но учитывая количество сложностей, проще обратиться в специализированную компанию. Полный пакет услуг может стоить вдвое больше.
Если заветное разрешение получено, то важно помнить, что автодом — это сложная техническая конструкция, требующая учета множества нюансов, от теплоизоляции до систем водоснабжения. Однако наиважнейшим элементом в доме на колесах является электросистема: правильно установить ее может далеко не каждый специалист, не говоря уж о рядовом автомобилисте. Рекомендуется искать электриков с опытом работы именно с автодомами.
Буханка для путешественников
На сегодняшний день в России можно приобрести не только иностранные автодома, но и кемперы, производимые отечественными производителями. В данный момент в стране существует около двадцати компаний, занимающихся этим производством, такими как нижегородская Волга-Трейд, выпускающая масштабные автодома на базе автомобилей КАМАЗ и Урал, «Автокемпер Пром» из Коломны, который производит жилые модули-вкладыши для различных пикапов и надстроек для моделей Нива и Lada Granta. Кроме того, Ульяновск, совместно с заводом УАЗ, разработал первые «буханки» для туристов. Но чаще всего российские производители сосредотачиваются на выпуске компактных и недорогих прицепов — таких товаров на рынке можно встретить от половины производителей, занимающихся домами на колесах.
Размеры таких прицепов составляют 3,8 метра в длину и 2 метра в ширину, высота — 1,7 метра, вес, включая шасси, — около 400 килограммов. Управлять ими может человек, имеющий водительское удостоверение категории В; такие прицепы не обременяются налогом и не требуют отдельной страховки, — объясняет Михаил Лис, руководитель производства и продаж прицепов от компании Nextформ.
Основное направление бизнеса компании Nextформ — изготовление мебели. Фабрика, расположенная под Санкт-Петербургом в поселке Красное Село, занимается производством столов, стульев, шкафов и диванов с 1992 года. Однако случайно они начали производить автоприцепы. В 2019 году директор фабрики решил отправиться в путешествие по Европе с семьей на машине с палаткой. Но, услышав о палатке, его жена отказалась ехать. Тогда директор принял решение о покупке кемпера европейского производства, но, купив его, ужаснулся от низкого качества. В итоге на базе цеха по металлообработке была разработана собственная модель прицепа в форме капли, с алюминиевым каркасом и отделкой из автомобильного пластика.
Внутри прицеп разделен на две зоны. В передней части находится полноценное спальное место на двоих, которое можно трансформировать в диван, а в задней части расположена походная кухня с 50-литровым баком для воды, раковиной и столешницей. Также предусмотрены две розетки — на 220 и 12 вольт, и светодиодное освещение. Биотуалет и душ — выносные, и производители предлагают устанавливать их под тентом, который можно прикрепить к бортам прицепа. Выезжая на природу или на море с таким прицепом, владельцы обычно ночуют в нем — объясняет Михаил. — Однако его можно просто отсоединить и, оставив на стоянке, исследовать окрестности на автомобилe.
Несмотря на более скромные условия по сравнению с автодомами, прицеп «Свобода» приобрел популярность. Три года назад, когда прицеп только начали выпускать, в цеху работали всего четыре человека, и за два месяца удавалось собирать по одному экземпляру. Теперь на фабрике работают 30 человек, и каждый месяц производится 12-15 прицепов.
Наиболее часто россияне используют такие прицепы для путешествий по Карелии, Крыму и Краснодарскому краю, хотя встречаются и более серьёзные экспедиции.
Один житель Санкт-Петербурга за два месяца совершил кругосветное путешествие с прицепом: Томск — Байкал — Улан-Удэ — Монголия, вернувшись через Алтай на родину. А жители Мурманска придумали одеяло для зимней рыбалки — установив прицеп на лыжи, они отправляются на зимний отдых.
Так что закинул отопление на полную мощность, ловил рыбу, спал — мечта! — рассказывает Михаил.
От Тюмени до Италии
В нашем фургоне есть большой санузел, просторная гостиная, способная разместить до восьми человек, самодостаточная кухня и кровать, в которой могут разместиться четверо. Единственный недостаток — кровать требует сборки, — делится своими впечатлениями от путешествий блогер и путешественник Алена Семушкина.
Много лет подряд Алена и её муж путешествовали традиционным способом, добираясь до своих отдыхающих мест самолетами или поездами. При этом хлопоты с бронированием билетов и поиском мест в гостиницах ей никогда не нравились — казалось, проще просто сесть в машину и доехать до места назначения. В 2019 году они впервые арендовали дом на колёсах и отправились в Эстонию на концерт группы Metallica.