Музыка, звучащая в наушниках, всегда кажется идеальной: благодаря их конструкции, мы можем полностью изолироваться от внешнего мира. Это позволяет нам услышать звук без какого-либо влияния окружающей среды. Аудиосигнал остается неизменным, атмосфера не вмешивается в звучание, левый канал воспроизводится исключительно в левом ухе, а правый — в правом.
Различия активных и пассивных студийных мониторов
Студийные мониторы являются акустическими системами с довольно низкой мощностью. Эти устройства активно применяются в области профессиональной звукозаписи, что дает возможность контролировать баланс музыки, качество исполнения и чистоту звука.
Главная задача звукового оборудования состоит в том, чтобы исключать искажения в аудиозаписях. Обязательно следует выбирать монитор с учетом его эффективности при выявлении недостатков в треках. Интернет-магазин Музлайн предлагает широкий выбор аппаратов, гарантируя разумные расценки.
Аудиомониторы в студиях признаны наиболее подходящими системами для контроля качества звука. Точность и адекватность воспроизведения звуков, которые обеспечивают эти устройства, позволяют работать с любым музыкальным жанром и производить последующую обработку.
Ключевые характеристики студийных мониторов
Мониторы для звукозаписывающих студий различаются по своей конструкции и делятся на пассивные и активные варианты. Активные устройства встроены в усилители, благодаря чему при приобретении пассивной версии необходимо позаботиться о наличии внешнего усилителя.
Существует множество преданных поклонников как одного, так и другого типа мониторов. Однако утверждать, что один из этих вариантов абсолютно лучше, невозможно. Каждое устройство имеет свои достоинства и недостатки.
Дизайн
На первый взгляд, все студийные мониторы выглядят одинаково, различия заключаются лишь в их размере. На самом деле ситуация более разнообразна.
Акустические системы подразделяются на несколько типов по конструкции корпуса. Самый простой из них называется герметичным или закрытым корпусом. Эта конструкция, хоть и проста в исполнении, имеет ограничение в получении низких частот, что может стать серьезным недостатком.
Вопрос решается благодаря системам с фазоинвертором, которые имеют особое выходное отверстие, располагающееся на передней или задней стенке. Сегодня большинство акустических систем используют корпуса с фазоинверторами, что объясняется удобством и меньшими размерами в сравнении с закрытыми конструкциями.
Тип: пассивный, активный, с усилением
Для многих начинающих музыкантов и продюсеров выбор типа мониторов может показаться сложным вопросом, хотя это один из важнейших аспектов при покупке.
Пассивные студийные мониторы были наиболее распространены в течение многих лет. Они требуют наличия внешнего усилителя для достижения необходимого уровня аудиосигнала. Сначала сигнал проходит через пассивный кроссовер, где он делится на низкие и высокие частоты: низкие отправляются в вуфер, а высокие — в твитер.
При выборе пассивной акустики нужно проявлять осторожность, поскольку существуют случаи, когда пользователи покупают слишком мощные усилители. Интересно, что недомощный усилитель также негативно скажется на качестве звучания оборудования. Драйверы, перегруженные неподходящим усилителем, обычно не включаются в гарантийное покрытие, и вернуть такие мониторы будет невозможно.
То есть, необходимо, чтобы мощность усилителя на канал соответствовала программному уровню мощности динамика и его сопротивлению.
Следует отметить, что звучание усилителя в значительной степени влияет на звук монитора, что делает совместимость пассивных мониторов с правильно подобранным усилителем критически важной. Экономия на усилителе может привести к неподходящему звучанию.
Наиболее часто активные мониторы предпочитают музыканты и звукорежиссеры. Они отличаются от пассивных основных двух параметров: активный кроссовер надстраивается, и обеспечивает простое управление, а сигналы посылаются на разные усилители (система Bi-Amp), а затем — к драйверам. Такое разделение систем обеспечивает более тщательный контроль за качеством звучания. Усилители в таких мониторах заранее выбираются производителем по всем необходимым показателям, а такие мониторы удобнее в использовании благодаря меньшему количеству сопутствующей аппаратуры.
Виды студийных мониторов
Студийные мониторы можно условно подразделить на несколько категорий:
- Пассивные и активные;
- Ближнего и дальнего поля;
- Открытые и закрытые.
Такое деление довольно условно: каждый монитор может относиться к нескольким категориям одновременно. Например, существуют пассивные мониторы дальнего поля с закрытым корпусом или активные открытые мониторы ближнего поля.
Пассивные и активные студийные мониторы
Перед тем как сигнал поступит на монитор и в динамик, его необходимо усилить. Это можно сделать двумя способами: пассивным или активным. Системы, которые усиливают сигнал пассивно, называют пассивными, а те, которые делают это активно, — активными.
Пассивные студийные мониторы работают в связке с внешним усилителем, который обрабатывает сигнал перед его подачей на монитор. После усиления сигнал передается на электронные компоненты монитора, где он проходит через сетку фильтров, известную как кроссовер.
Кроссовер работает как фильтр, который разделяет сигнал на несколько потоков в разных частотных диапазонах. В системах двойного направления сигнал разделяется на две части: одна передает только высокие частоты, а другая — низкие. В то время как средние частоты направляются к обоим динамикам: более высокие отправляются в твитер, более низкие — в вуфер.
Активные студийные мониторы, в отличие от своих пассивных собратьев, не требуют внешнего усилителя. Все необходимые устройства встроены в корпус. Модели с двумя динамиками имеют два усилителя, в то время как модели с тремя динамиками оснащены тремя усилителями.
Системы с двумя усилителями получают название би-амп (от англ. bi-amp), в то время как системы с тремя усилителями называются три-амп (от англ. tri-amp). Системы би-амп разделяют входящий сигнал на два диапазона (высокие и низкие частоты), а системы три-амп разделяют сигнал на три диапазона (высокие, средние и низкие). Вне зависимости от количества сигналов, каждый из диапазонов усиливается отдельно.
Ключевое отличие между активными и пассивными студийными мониторами заключается в том, как они работают с аудиосигналом. Пассивные устройства рассылают в динамики уже усиленный сигнал, в то время как активные системы разделяют оригинальный, необработанный сигнал, затем усиливают его каждый отдел отдельно перед передачей на динамики.
Считается, что активное независимое усиление делает звучание мониторов более четким и фокусированным. Поэтому системы би-амп и три-амп зачастую имеют более качественное звучание по сравнению с системами с одним усилителем в том же ценовом диапазоне.
Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?
Дискуссия о том, какие из студийных мониторов лучше, активные или пассивные, не имеет большого смысла: в обоих категориях достаточно качественных и менее удачных моделей. Основную долю рынка занимают активные устройства, используемые как в домашних, так и в профессиональных студиях. Однако это не означает, что пассивные мониторы хуже или менее популярны; их просто применяют реже.
Следует помнить, что при выборе акустики решающим фактором будут ваши собственные ощущения. Если вам нравится звучание определенной модели, то не имеет значения, выбираете ли вы активные или пассивные мониторы. Никто не скажет вам, что вы ошиблись в своем выборе, если звук вас устраивает.
Расположение студийных мониторов
Какой бы моделью студийных мониторов вы ни воспользовались, местоположение устройства значительно влияет на окончательное качество звука. Корректное размещение обеспечивает более точную и чистую передачу звука. Более подробно об установке студийных мониторов говорилось в отдельной статье, поэтому мы не будем повторяться.
УСТАНАВЛИВАЕМ СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРЫ
- Первое и самое важное — мониторы должны находиться на уровне ушей. Большинство подставок для акустических систем регулируются по высоте, и с этим, как правило, не возникают трудности.
- Для ближнепольных мониторов следует использовать звукопоглощающие подставки на столе или стойки, стоящие позади стола. Установка мониторов прямо на поверхность стола приведет к возникновению нежелательных резонансов, вызванных распространением звуковых волн через столешницу. Эти резонансы могут ослабить или усилить частоты сигнала, искажают реальное звучание.
- Изоляционные панели под мониторами минимизируют передачи вибраций на стол, однако не устраняют их полностью. Если у вас есть возможность, лучше размещать мониторы на стойках позади стола: это позволяет полностью устранить нежелательные резонансы. Тем не менее, низкокачественные стойки из тонкого металла могут передавать вибрации на пол, поэтому не следует экономить на этом аксессуаре.
- Студийные мониторы должны находиться на равном расстоянии друг от друга. Точка прослушивания должна располагаться на таком же расстоянии от мониторов. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовывать равносторонний треугольник, где каждый монитор направлен в сторону точки прослушивания.
- Лучше всего проектировать рабочее место в студии вдоль прямой стены, а не в углу комнаты. Угловое размещение может привести к образованию нежелательных ревербераций, так как звук будет отражаться от двух стен одновременно.
- Точка прослушивания идеальна, если располагается в центре комнаты, при этом расстояние от неё до стен составляет 1/3 длины самой стены. Если точка прослушивания находится слишком близко к стенам, звуковые волны будут отражаться от них слишком рано, что приведет к усилению низких частот и изменит общее восприятие звука.
К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в современных квартирах часто невозможно, и придется идти на компромиссы. Тем не менее, соблюдение этих рекомендаций поможет достичь корректного воспроизведения частот по всему спектру и создания правильной стереокартины.
Больше информации о размещении мониторов и акустическом оформлении помещения можно найти в этом видео:
Специфика мониторов по назначению
В студийной практике можно встретить мониторы ближнего, среднего и дальнего поля.
Мониторы ближнего поля являются наиболее распространенным выбором для студийной работы. Чаще всего это полочные акустические системы, расположенные на стойках на рабочем столе. Эти устройства оптимально подходят для сведения и монтажа фонограмм, так как они наиболее точно воспроизводят «верхние» и «средние» частоты. Однако это не означает, что у ближнепольных мониторов имеются проблемы с низкими частотами — некоторые из них способны воспроизводить звуки от 40 Гц и ниже.
Мониторы среднего поля имеют задачу воссоздать звуковую сцену, чтобы продюсер мог четко расслышать и зафиксировать звуковые образы в пространстве.
Мониторы дальнего поля предоставляют возможность одновременно оценить все элементы музыкальной композиции. Однако следует отметить, что эту задачу могут решать и качественные ближнепольные акустические системы.
10 важных рекомендаций при выборе мониторов
1. При выборе профессиональной акустики вам стоит доверять лишь своим ушам. Сосредоточьтесь на этих жанрах, с которыми вы планируете работать, во время прослушивания.
2. Заранее продумайте выбор типа мониторов и место их установки в вашей студии. Попытайтесь воссоздать аналогичные условия в магазине, когда будете прослушивать.
3. Обратите внимание на расположение фазоинвертора. Если вы намерены установить акустические системы сразу вплотную к стене, то выбирайте устройства с фазоинверторами на передней панели. Если размещение позволяет установить мониторы на расстоянии 30-40 см и более от стены, можно рассмотреть модели с фазоинверторами на тыльной стороне.
4. Не следует концентрироваться исключительно на мощности. Высококачественная профессиональная акустика обладает высокой чувствительностью и способна в точности воспроизвести звуковой материал даже с мощностью 40 или 50 Вт, что считается оптимальным для малых помещений.
5. Не делайте выводы об аппаратуре лишь по её техническим характеристикам, так как эти данные были получены в идеальных условиях. Рабочие диапазоны могут отличаться от паспортных данных, и приоритет остается за вашими личными ощущениями.
6. Если работа с музыкальным материалом занимает много времени, обратите внимание на конструкцию высокочастотного твитера. В профессиональном круге существует мнение, что ленточные твитеры менее утомляют слух во время прослушивания. Однако данный момент остается индивидуальным.
7. Вес имеет значение. Мониторы должны соблюсти пропорции между размером и весом. Не стоит брать громоздкие «ящики» с подозрительно малым весом. Это объясняется тем, что внутри корпуса обычно имеются тяжелые компоненты: динамики, усилители, панель управления и так далее. Качественные компоненты всегда весомые.
8. Студийные мониторы известных брендов зачастую выделяются высоким качеством изготовления и звука. Если производитель специализируется на профессиональной акустике и имеет богатую историю, то его продукты, как правило, заслуживают внимания.
9. Обратите внимание на количество настраиваемых параметров на активном мониторе. Если есть возможность более тонкой настройки звучания с помощью эквалайзера или приложения, это безусловно является преимуществом. Точная настройка позволяет достичь точной звуковой картины.
10. Какие средние показатели можно выделить для полочного монитора, все же следует помнить о пункте 5? Полочные мониторы, как правило, должны иметь внутри усилители совокупной мощностью около 70-100 Вт и частотный диапазон от 50 до 20 000 Гц. Размер НЧ-динамика должен быть в пределах 6-8 дюймов. Однако это правило не является непреложным, окончательный выбор всегда остается за слушателем. Нельзя забывать о соразмерности акустических систем и размеров помещения.
Разновидности
Все студийные мониторы делятся на активные и пассивные. Главным отличием является то, что активные имеют встроенный усилитель, а пассивные — нет. Кроме того, довольно популярны сабвуферные мониторы, позволяющие расширить диапазон воспроизводимых низких частот.
Активные
Активные мониторы включают в себя встроенные усилители, кроссоверы и прочую необходимую схему. В некоторых моделях каждый динамик может даже иметь свой собственный усилитель. На активном мониторе можно найти все необходимые разъемы: джек, тюльпан и кэнон, а также иногда цифровые входы — как оптические, так и коаксиальные. Эти устройства легко подключаются и не требуют дополнительной настройки усилительного тракта. Универсальная конструкция позволяет подстраивать параметры под конкретную студию.
Имеющаяся в активных мониторах схемотехника защищает динамики и усилители от перегорания. Однако, несмотря на это, активные мониторы сложнее ремонтировать, а к самой конструкции подключается много проводов, что может вызвать определенные неудобства.
Пассивные
Пассивные мониторы имеют более простую конструкцию по сравнению с активными, но их использование связано с некоторыми трудностями. Во-первых, для функционирования системе нужны внешние усилители, во-вторых, у них есть только аналоговые входы. Обычно это может быть акустический Speakon или линейный джек. Следует отметить, что пассивные студийные мониторы не являются особенно распространенными, их использование реже, чем активных моделей.
Акустические
Под акустическими мониторами обычно подразумеваются обычные студийные мониторы, имеющие низкую мощность и предназначенные для профессионального контроля баланса инструментов при звукозаписи.
Сценические
Концертные мониторы представляют собой акустическую систему, создающую дополнительное звуковое поле, которое служит направляющей для сценических исполнителей.
Мониторные линии
В студиях организуются три мониторные линии. Первая состоит из мониторов ближнего поля, вторая из мониторов среднего поля, а третья представлена мониторами дальнего поля. Мониторы ближнего поля также именуются полочными. Наиболее распространенные устройства располагаются прямо на столе либо на специальных стойках, установленных перед звукорежиссерами. Эти мониторы успешно передают средние и верхние частоты, однако могут возникнуть сложности с нижними частотами.
В общем, они используются для выполнения основных задач, таких как монтаж фонограммы или сведение треков. Мощность этих устройств обычно не превышает 100 Вт, а размер динамика не превышает 8 дюймов. Они должны располагаться на расстоянии полутора метров от слушателя.
Мониторы среднего поля создают панораму и воспроизводят звуковые эффекты, которые не могут быть воспроизводимы ближнепольными мониторами. Специалисты используют их для прослушивания композиций с низкими частотами, а также для мастеринга аудиоматериалов. В свою очередь, мониторы дальнего поля предназначены для оценивания готовых аудиодорожек на разных громкостях и частотах. Эти устройства зачастую покупают для больших аппаратных, которые занимаются мастерингом аудиоматериалов.