Эта диаграмма иллюстрирует максимальные углы, под которыми световые лучи могут достигать сенсора камеры. Точка, в которой пересекаются лучи света, не обязательно соответствует фокусному расстоянию, однако она примерно пропорциональна ему. Таким образом, угол обзора увеличивается обратно пропорционально фокусному расстоянию.
Широкоугольный объектив: преимущества, о которых вы не задумывались
Статья будет особенно полезна для тех, кто делает фотографии с помощью смартфона! Ведь основная камера практически во всех современных мобильных устройствах является широкоугольной. А вторая камера, если она имеется, часто оказывается сверхширокоугольной. Все правила работы с такими объективами этих камер аналогичны тем, что применяются для профессиональной фотооптики.
Широкоугольные объективы открывают широкие горизонты для творчества, однако многие фотографы не догадываются о всех их возможностях. Прочитав данную статью, вы не только научитесь ценить творческие возможности широкоугольной оптики, но, возможно, и влюбитесь в неё.
Съемка с использованием широкоугольников может быть непростой задачей и имеет свои ограничения, но она всегда вызывает интерес и даже способствует получению удовольствия. Давайте рассмотрим вопрос перспективы и искажений, с которыми мы сегодня будем иметь дело. Это будет напоминать игру-головоломку, способствующую созданию рассказа и правильной расстановке объектов на фотографии — как в нужном порядке, так и с необходимой детализацией.
Мыслите шире!
Основным преимуществом широкоугольных объективов является возможность снять тесное пространство таким образом, что оно будет выглядеть гораздо шире, чем в действительности. Вы можете находиться на минимальном расстоянии от объекта съемки, при этом контролируя, что войдет в кадр. В ограниченных пространствах широкоугольная съемка часто является единственно возможным вариантом.
Тем не менее, широкоугольные объективы подходят не только для ограниченного пространства, их можно использовать практически в любом месте и в любой ситуации.
Какая камера считается широкоугольной?
Широкоугольный объектив — это главный и часто встречающийся датчик, расположенный на задней панели смартфонов. Он используется для создания большинства фотографий.
Широкоугольный объектив появился еще во времена однообъективных задних камер. Даже фронтальная камера в большинстве случаев также оборудована таким объективом.
Фокусное расстояние широкоугольного объектива на современных смартфонах составляет в пределах от 15 мм до 35 мм. Короткое фокусное расстояние обеспечивает объективу широкий угол обзора, что и стало причиной его названия.
Такой объектив идеально подходит для съемки пейзажей, групповых снимков или в любых других случаях, когда необходимо запечатлеть максимальную часть сюжета.
В чем отличие от сверхширокоугольной камеры
Как можно понять из названия, сверхширокоугольная камера предлагает более широкий угол обзора по сравнению со стандартной широкоугольной. Однако такие камеры не так часто встречаются на смартфонах.
Некоторые модели мобильных устройств имеют двойную фронтальную камеру, где одна из них является сверхширокоугольной, что позволяет создавать селфи, включающие больше людей или более обширные пейзажи.
Фокусное расстояние у сверхширокоугольной камеры смартфона обычно находится в диапазоне от 12 мм до 15 мм. Например, стандартный широкоугольный объектив может иметь угол обзора 80 градусов, в то время как сверхширокоугольный может захватывать до 120 градусов.
Недостатком таких объективов является то, что чем больше угол обзора, тем сильнее искажаются изображения по краям. Эта особенность, создающая эффект выпуклости, известна как «рыбий глаз». Не все камеры мобильных устройств обладают способностью корректировать такие искажения.
Преимущества широкоугольного объектива
1. Масштабирует и захватывает большие объекты
Когда вы хотите сделать снимок в полном формате, охватывающем все объекты на переднем плане, вам поможет ультраширокий модуль. Такой объектив также прекрасно подходит для городской съемки. Например, если здание не помещается в кадр, его широкий угол обзора может помочь создать эффект, словно вы не изменили своего положения.
2. Меняет перспективу
Изменение угла съемки значительно влияет на итоговое изображение. Если вы используете широкий объектив и устанавливаете камеру ближе к земле, получите более объемный кадр с нестандартной перспективой.
Чем шире угол, тем больше объекты сжимаются в одну точку. При горизонтальной съемке, используя широкий угол, можно создать эффект тоннеля, уходящего в бесконечность, а при вертикальной съемке — колодец из деревьев или небоскребов.
Благодаря оптическим характеристикам широкий объектив способен удлинять объекты по краям снимка. В таком виде люди, машины и самолеты выглядят более динамичными, а снимки становятся живыми и привлекательными для уличных фотографий.
При съемке пейзажей широкоугольная камера создает эффект присутствия, позволяя захватить близкие и далекие объекты одновременно.
Заключение
Сегодняшние смартфоны сложно представить без широкоугольной камеры, которую производители даже устанавливают в бюджетные модели. Такого рода объектив прекрасно подходит для фотосъемки природных и городских пейзажей, а также в некоторых случаях используется в портретной съемке. Если вы хотите получить снимки высокого качества с раздвинутым фокусом — широкоугольный объектив станет вашим лучшим выбором.
Можно ли считать линзу «рыбий глаз» широкоугольным объективом?
Объективы «рыбий глаз» относятся к категории широкоугольных, но с тем отличием, что создают бочкообразное искажение. Рыбий глаз — это сверхширокоугольный объектив с углом обзора от 100 до 180 градусов, который формирует кольцевое изображение, а не прямолинейное, благодаря визуальным искажениям, возникающим при использовании такого объектива.
Фокусное расстояние для полнокадровых камер, как правило, колеблется от 8 мм до 10 мм, в то время как для камер с меньшими сенсорами этот показатель может варьироваться от 1 до 2 мм.
Широкоугольные объективы для Canon и Nikon
Широкоугольные объективы для камер Canon APS-C
Вот несколько лучших и доступных широкоугольных объективов для камер Canon формата APS-C или с кроп-фактором:
Зум-объектив Canon EF-S 10-22mm f/3.5-4.5 USM, цена около 35 тыс. рублей.
Это универсальный сверхширокоугольный зум, который предлагает отличное качество изображения и широкий диапазон фокусных расстояний по разумной цене. Он обеспечивает фокусное расстояние 35 мм, эквивалентное 16-35 мм, а также быструю и точную автофокусировку благодаря ультразвуковому мотору (USM), ручной настройки фокуса и специальному покрытию линз, минимизирующему аберрации и блики.
Canon EF-S 10-18mm f/4.5-5.6 IS STM, цена около 20 тыс. рублей.
Этот объектив специализирован для камер APS-C. Он предлагает эквивалентное фокусное расстояние, равное 16-28.8 мм, является легким, компактным и доступным по цене зум-объективом, а также оснащен стабилизатором изображения и шаговым двигателем автофокуса STM, обеспечивающим плавную и тихую автофокусировку, а также семилепестковой круглой диафрагмой, которая красиво размывает области, находящиеся вне фокуса.
Сверхширокоугольный зум-объектив Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM, цена около 45 тыс. рублей.
Этот универсальный объектив с фокусным расстоянием 35 мм эквивалентен диапазону 27-88 мм, может выступать как широкоугольный, так и как короткий телеобъектив. Высокая максимальная диафрагма отлично подходит для съемок в условиях низкого освещения, а ультразвуковой мотор автофокуса (USM) обеспечивает быструю, тихую и точную автофокусировку.
Широкоугольные объективы для полнокадровых камер Canon
Canon RF14-35mm F4 L IS USM, цена около 150 тыс. рублей.
Совсем новый беззеркальный объектив Canon — мощный инструмент для широкоугольной съемки. Он предлагает сверхширокоугольный всего 14 мм и минимальное расстояние фокусировки всего 7,9 дюйма.
Canon RF 15-35mm f/2.8 IS USM, цена около 196 тыс. рублей.
Этот объектив представляет собой ключевой продукт в новой линейке беззеркальных объективов Canon RF. Это первый широкоугольный зум из серии RF, который предлагает коррекцию дрожания до 5 ступеней, минимальное фокусное расстояние 0,28 метра и диафрагму f/2.8.
Canon EF 28mm f/1.8 USM, цена около 35 тыс. рублей.
Данный широкий объектив предлагает высокую выдержку, большую максимальную диафрагму и быструю и точную автофокусировку благодаря ультразвуковому мотору, а также отличные характеристики для съемки в условиях недостаточной освещенности. Он также совместим с камерами формата APS-C.
Canon EF 35mm f/2 IS USM, цена около 44 тыс. рублей.
Canon 35mm f/2 является ещё одним прекрасным объективом с постоянным фокусным расстоянием для широкоугольной съемки. Его можно описать как универсальный объектив: он обладает быстрой максимальной диафрагмой для съемки при плохом освещении, а также ультразвуковым мотором для быстрой и точной автофокусировки и асферическим элементом в конструкции, что позволяет минимизировать аберрации и значительно улучшать общую картинку.
Canon EF 24-105mm f/4L IS USM, цена около 97 тыс. рублей.
Этот универсальный широкий и средний телеобъектив с переменным фокусным расстоянием является отличным выбором как для профессиональных, так и для любительских фотографов. Объектив включает трехступенчатый стабилизатор изображения, ультразвуковой мотор автофокуса, фиксированную максимальную диафрагму и защиту от пыли и влаги, что позволяет снимать даже в сложных условиях.
Светосильные и тёмные
Третий важный параметр при выборе объектива — светосила. Короче говоря, светосила — это количество света, которое объектив способен пропустить через себя.
Важно запомнить две ключевые закономерности. Первое: чем выше светосила, тем легче будет работать в условиях низкой освещенности или в сумерках, именно за это светосильные объективы особенно ценятся. Второе: более светосильные объекты обычно более дорогостоящие и могут сталкиваться с проблемами с фокусировкой. Это — отрицательная сторона медали.
Кроме того, одно из заметных свойств светосильных объективов, за которые их любят, заключается в том, что они позволяют размывать фон, эффективно отделяя объект съемки от заднего плана.
Боке или размытый фон — самый простой способ выделить основной объект съемки и отделить его от остального фона / Фото: flickr.com/Jean-Marc Bianca
Размытие фона стало одним из признаков профессиональной фотографии, и светосила — один из ключевых факторов для его достижения.
Светосила обозначается числом — например, 8, 4, 2.8, 1.4. Чем меньше число, тем выше светосила. В более широком смысле к светосильным относятся объективы с минимальным значением диафрагмы 2.8 и ниже.
Как мы уже отмечали, светосильные объективы могут быть дорогими, поэтому к ним стоит подбирать защитные фильтры, чтобы избежать появления царапин на линзах. О том, как выбрать светофильтр, вы сможете узнать из наших материалов.
Как выбрать первый объектив для начинающего фотографа
Часто первый объектив для начинающего фотографа не выбирается, а просто входит в комплект с камерой — это так называемые китовые объективы (от английского kit — набор).
Это, в целом, правильное решение, так как комплект избавляет новички от болей выбора, к которому они понятным образом могут быть не готовы. Китовые объективы, представляющие собой зумы с фокусными расстояниями в диапазоне около 16-50 мм, достаточно универсальны. Эти объективы включают в себя как широкий угол, так и начальный портретник, что делает их подходящими для съемки практически любого сюжета.
Тем не менее, нельзя утверждать, что такие линзы подходят для конкретных задач. Как правило, поработав некоторое время с китовым объективом, фотограф начинает задумываться о том, чтобы приобрести второй. Для любителей хорошим вариантом считается светосильный полтинник (объектив на 50 мм): при желании на него также можно снимать практически все — людей, репортаж, предметку, просто сильно размывая фон.
А затем начинается процесс развития и специализации. Если фотограф намерен заниматься портретами, он подбирает подходящий портретник, если спортом — длинный и желательно светлый телеобъектив, чтобы иметь возможность использовать короткие выдержки, если предметной съемкой — макрообъектив и набор качественного импульсного света. Однако подбор оборудования под специфические направления и жанры уже требует отдельного обсуждения.
Управление светом и широкий угол
Пример использования градиентного нейтрального фильтра —
маяк на мысе Нора, Сардиния.
Типичным препятствием в использовании широкоугольных объективов является сильная вариация яркости света в изображении. Применение стандартной экспозиции часто приводит к тому, что часть изображения будет перенасыщена, в то время как другая будет недоэкспонирована — в то время как наши глаза способны адаптироваться к различиям в яркости при взгляде в разных направлениях. Это требует отдельного внимания к определению правильной экспозиции.
Например, при съемке пейзажей лиственная растительность на переднем плане часто значительно менее освещена, чем небо или далекие горы. Это приводит к перенасищенному небу и/или недоэкспонированной земле. Большинство фотографов используют так называемые градиентные нейтральные фильтры (graduated neutral density — GND) для компенсации такого неравномерного освещения.
На приведенном выше примере фильтр GND частично поглотил свет от яркого неба, пропуская при этом все больше света по мере продвижения вниз по кадру. В нижней части снимка фильтр GND полностью открывает доступ к свету. Наведите курсор на изображение, чтобы увидеть, как оно бы выглядело без фильтра GND. Другие примеры можно найти в материалах, посвященных выбору фильтров и расширенному динамическому диапазону (HDR).
Кроме того, широкоугольные объективы значительно подвержены блекам, в частности потому, что солнечные лучи имеют гораздо больше шансов попасть в кадр. Более того, также может возникнуть сложность в терминах использования бленды, которая не должна блокировать свет, необходимый для формирования кадра, под широким углом.
Широкоугольные объективы и глубина резкости
Заметьте, не было сказано, что широкий объектив обладает большей глубиной резкости. К сожалению, это распространенное заблуждение. Если вы увеличите предмет съемки в одной и той же степени (т.е. заполните кадр в той же пропорции), широкий объектив обеспечит такую же глубину резкости, как и телеобъектив.
* Техническое замечание: в случаях особенно значительного увеличения глубина резкости может немного отличаться. Однако такие крайние случаи не являются типичными для обсуждаемой здесь темы. Больше информации на эту тему вы можете найти в статье о глубине резкости.
Причиной того, что широкоугольные объективы ассоциируются с увеличенной глубиной резкости, не являются никакие особенности самого объектива. Это связано с типичными методами их использования: люди редко подходят к объектам съемки настолько близко, чтобы заполнить кадр так же, как это делают с объективами, имеющими более узкий угол обзора.