Устройство внутреннего блока сплит системы: как разобрать оборудование для прочистки и ремонта

Существуют такие ситуации, когда после заправки кондиционер всё равно функционирует некорректно. В этом случае важно провести проверку давления в системе. Причиной может быть низкий уровень давления, что довольно часто встречается. Но если после добавления давления в систему неисправность сохраняется, это может свидетельствовать о наличии других неисправностей.

Как правильно демонтировать кондиционер

Демонтаж кондиционера может быть вызван разными причинами: потребностью в переносе устройства, его транспортировке на ремонт, заменой, временным отключением на период отделочных работ или капитального ремонта фасадов. Процедура демонтажа достигается для всех типов сплит-систем, будь они бытовыми для домашнего использования или полупромышленными, в том числе кассетными, канальными и другими вариантами климатических систем, абсолютно одинаково.

Демонтаж не требует особых умений или большого количества различных инструментов, как это необходимо при установке кондиционера. Для качественного выполнения работ вам понадобятся набор шестигранников, крестовая отвертка и пара разводных ключей.

Основной момент, который стоит учесть при демонтаже, — это соблюдение герметичности как наружного, так и внутреннего блоков. Это необходимо для исключения попадания в контур пыли, влаги и прочего строительного мусора. Запрещается просто обрезать трубки, так как это может привести к ожогам и утечке фреона, что также повлечет за собой потерю части компрессорного масла. В итоге вам придется потратиться на повторную заправку кондиционера.

Есть два основных способа демонтажа климатической системы:

  1. Демонтаж исправного кондиционера с последующим отбором хладагента;
  2. Демонтаж без отбора хладагента, если компрессор оказался неработающим.

Демонтаж исправного кондиционера со сбором хладагента

Исправные сплит-системы можно демонтировать с целью последующего переноса и установки в новом месте. Обычно такая операция проводится при переезде компаний в новый офис. Чтобы избежать дополнительных затрат на заправку системы при установке в будущем, требуется собрать весь фреон, находящийся в испарителе (внутренний блок) и в трубопроводах. Демонтаж следует начинать с перекачки и сбора хладагента из конденсатора (внешний блок). Например, рассмотрим демонтаж настенных сплит-систем, так как это наиболее распространенный тип кондиционеров.

Перегон хладагента

Первым делом необходимо включить кондиционер в режим охлаждения воздуха и задать минимально возможную температуру, дождаться запуска компрессора. Затем убираем пластиковую защитную крышку, установленную на наружном блоке, которая прикрывает места подключения трубопроводов.

С помощью разводного ключа откручиваем защитные колпачки на кранах обеих труб. За латунными колпачками скрываются краны с головками под шестигранный ключ. Сначала следует закрыть кран на трубке меньшего диаметра (жидкостная магистраль), используя шестигранник нужного размера.

Сервисный порт сплит-системы

После этого прекращается подача сжиженного фреона в испаритель, в то время как компрессор продолжает работу, перекачивая газообразный фреон в конденсатор. Через некоторое время, в зависимости от длины трубопроводов, можно услышать характерный звук работающего вхолостую компрессора. Теперь следует закрыть аналогичным образом кран на трубке большего диаметра (газовая магистраль) и сразу же отключить кондиционер. На этом первый этап завершён – весь фреон перенесён в наружный блок.

Отключение электропроводки

Согласно технологии установки, питание кондиционера должно выходить на отдельный автомат или подключаться через сетевой кабель с вилкой в обычную розетку, как и любой бытовой электроприбор. Отключаем нужный автомат в распределительном щите или вытаскиваем вилку из розетки. Затем открываем лицевую панель внутреннего блока, под которой находятся фильтры. Справа от фильтров расположена небольшая крышка. Используя крестовую отвертку, откручиваем и снимаем эту крышку, под ней находится колодка с проводами, соединяющими внутренний и наружный блоки системы.

Отключаем кабель от внутреннего блока

Проверяем тестером наличие напряжения, чтобы убедиться в том, что нужный автомат отключен, после чего откручиваем и отсоединяем все провода. Затем отключаем те же провода на внешнем блоке, клеммная колодка которого расположена под крышкой чуть выше защитного кожуха сервисного порта, место подключения магистрали.

Отключаем кабель на внешнем блоке

Демонтаж настенного блока

На нижней части настенного блока кондиционера находятся две защелки, местоположение которых указано на пластиковом корпусе. Обычно там написано Push (нажмите), но в некоторых моделях, таких как Mitsubishi Electric или Lessar, наоборот – нужно тянуть пластик вниз. Нажимая одновременно на эти точки, внутренний блок должен отстегнуться от крепежной пластины и немного отойти от стены.

Демонтаж внешнего блокаСпособы демонтажа кондиционера

Демонтаж кондиционера с внешним блоком может проводиться двумя способами: с сохранением фреона в системе и без его сохранения.

Читайте ещё:  Как установить вытяжку на кухне

Второй вариант применяется, когда старый кондиционер не подлежит дальнейшей эксплуатации, однако и в этом случае есть определенные нюансы. Поэтому для обеспечения безопасности и во избежание негативного влияния на экологию лучше всего проводить демонтаж внешнего блока с сохранением фреона. Это можно сделать, собирая весь фреон в жидком виде во внешнем блоке.

Демонтаж внешнего блока

Почему важно сохранить фреон в системе? Дело не только в его стоимости (дозаправка часто проводится во время планового обслуживания), но и в сохранении работоспособности компрессора. Если в систему попадет атмосферный воздух, содержащий пыль и влагу, это может привести к его выходу из строя при запуске.

Как правильно демонтаж кондиционера для сбора фреона в наружном блоке? Для этого выполняются следующие действия:

  1. Снимаются крышки со штуцеров жидкостного трубопровода (меньшего сечения) и газового. Под ними располагаются вентили с головками под шестигранный ключ.
  2. К сервисному ниппелю газового штуцера подключается манометр.
  3. Включается кондиционер в режиме охлаждения на максимальную мощность.
  4. После того как из внутреннего блока начнёт поступать холодный воздух, перекрывается вентиль жидкостного штуцера и контролируется давление фреона в газообразном виде по манометру.
  5. Когда давление падает ниже нулевой отметки, перекрывается вентиль газового штуцера и кондиционер немедленно отключается. В этот момент весь фреон содержится внутри конденсатора внешнего блока.
  6. Далее необходимо закрыть входы в конденсатор. Самый простой и надежный способ заключается в том, чтобы обрезать медные трубы на расстоянии около 15 см от штуцеров (для этого используют труборез, бокорезы или ножницы по металлу), согнуть концы под 180° и зажать их маленькими тисками (ручными или настольными). Также можно отвинтить накидные гайки медных труб со штуцеров и навинтить вместо них заглушки. Выполнять это нужно быстро и аккуратно, чтобы пыль и мусор не попали внутрь штуцеров.

Следующий шаг — отсоединить силовые и сигнальные кабели, открутить крепеж, демонтировать внешний блок и снять монтажную конструкцию. Поскольку внешние блоки большинства бытовых и полупрофессиональных кондиционеров устанавливаются на фасад, а их вес значителен, такие работы должны проводить специалисты, использующие страховочные ремни.

Общий порядок работы

Сначала необходимо подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от электросети, собрать необходимые инструменты и материалы. Вам понадобятся разные отвертки, шестигранники, ткань для уборки, ёмкость для слива конденсата, стремянка и другие вспомогательные инструменты.

Внутренний блок сплит-системы

Внутренний блок кондиционера подвергается постоянному воздействию больших потоков воздуха, что ведёт к образованию частиц пыли внутри. Регулярная уборка этих загрязнений необходима, чтобы устройство функционировало корректно.

Разные производители сплит-систем используют различные типы креплений: болты, защёлки, клипсы и т.п. С особой осторожностью следует работать с пластиковыми креплениями. Чрезмерная сила может привести к их повреждению, в результате чего вместо очистки вам придется заниматься ремонтом устройства.

Первым шагом снимается передняя панель внутреннего блока. Для этого придётся открутить болты или отсоединить клипсы, которые можно осторожно поддеть прямой отверткой.

Затем следует извлечь сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, нуждающиеся в регулярной очистке, просто вставлены в конструкцию и предусмотрены для легкого демонтажа.

Подключение внутреннего блока сплит-системы

Важно обратить внимание, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата, так как это может потребовать отключения, например, у моделей Panasonic.

Теперь необходимо найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. Для этого пригодится ёмкость для сбора скопившейся жидкости, а также тряпка на случай, если вода вытечет. В кондиционерах LG такой элемент обычно фиксируется на одном болте, а снизу имеются клипсы, которые надо отсоединить.

После этого следует вынуть вал крыльчатки, где обычно скапливается много пыли. Производится это обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, так как он проще в исполнении.

  1. Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
  2. Ослабляют крепёжный винт крыльчатки справа.
  3. Аккуратно опускают вал вниз, удерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не повредить лопасти.

Все действия необходимо выполнять медленно и осторожно. Винт, удерживающий крыльчатку, затянут сильно, и его нужно откручивать так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, так как могут возникнуть трудности с последующей установкой обратно в таком же положении.

Читайте ещё:  Как делать вентиляцию из газоблоков. Как сделать вентиляцию в частном доме из газобетона.

Если вынуть вал снизу не удаётся, потребуется воспользоваться более сложным вариантом:

  1. Отсоедините проводку от блока управления.
  2. Снимите крепеж и отсоедините блок от сплит-системы.
  3. Уберите крепления мотора, снимите кожух с вала.
  4. Разъедините вал и мотор, отогнув радиаторные трубки.
  5. Снимите крыльчатку и очистите все элементы.

При обратной сборке устройства после чистки очень важно правильно соединить все компоненты. Лопасти вращающихся деталей не должны соприкасаться со стенками корпуса или другими элементами устройства.

При подключении проводов также требуется внимательность. Неопытным мастерам лучше подготовить схему или сделать фотографию проводов, чтобы избежать путаницы при их подключении.

Разборка на примере кондиционера Panasonic

Даже такой высококачественный прибор с хорошими фильтрами не защищён от попадания пыли внутрь корпуса. Промежутки между ламелями турбины имеют небольшие размеры, и в этих узких щелях скапливается пыль, которую стандартный пылесос не сможет удалить.

Сплит-система Панасоник

Чтобы разобрать сплит-систему, нет необходимости полностью демонтировать внешний блок; достаточно снять лишь часть его элементов, находясь на стремянке.

У Панасоников предусмотрена возможность извлечения турбины для её очистки без особых проблем. Хотя эта процедура и не так проста, как по сравнению с обслуживанием фильтров, её можно выполнить без снятия корпуса со стены, став на стремянку.

Электронный блок управления с индикацией и аналогичные элементы находятся справа, если смотреть на прибор стоя перед ним. Начинать нужно с отсоединения корпуса. Снизу по бокам имеются винты, а сверху он удерживается защёлками.

Первоначально откручиваем винты, которые находятся по бокам и скрыты декоративными заглушками. Чтобы найти их, необходимо приподнять подвижную часть корпуса. Заглушки поддевают прямой отверткой, после чего с помощью крестовой отвертки выкручивают крепеж.

Разборка модели кондиционера

Чтобы разобрать кондиционер, откручивают один шуруп, отключают конденсатосборник, затем откручивают винт, который удерживает теплообменник, и ослабляют (но не снимают) скрытый винт турбины. После этого необходимо приподнять теплообменник и извлечь турбину.

Теперь аккуратно поднимают корпус снизу вверх, чтобы отсоединить его. Возможен щелчок, так как его удерживают три пластиковые крючкообразные защелки. После этого можно снять еще одну часть корпуса, в которую входят крышка, двигатель и конденсатосборник.

Этот блок фиксируется в пазах, находящихся глубоко в корпусе, но снимается довольно легко. Необходимо осторожно потянуть его вниз с умеренной силой. Если не удаётся отделить весь блок сразу, сначала освобождают крепление с одной стороны, а затем – с другой.

На этом этапе следует обратить внимание на расположение шланга, через который отводится конденсат. Если он мешает (что может произойти при подключении с левой стороны), его необходимо заранее отключить от конденсатосборника.

Емкость для сбора конденсата не отделяется от корпуса полностью, так как она соединена с ним парой тонких проводов. Заблаговременно следует подготовить подставку для этой части кондиционера или подвесить её на шнурке, верёвке и т.д.

Под весом конденсатосборника проводка может оборваться. Как и упоминалось ранее, на этом этапе может вытекать накопившийся конденсат. Лучше заранее держать тряпку под рукой, чтобы избежать лишних загрязнений.

О том, что делать, если климатическое оборудование начинает течь в помещениях, можно узнать в следующей статье, которую мы настоятельно рекомендуем к прочтению.

Снятый конденсатосборник предоставит доступ к внутренним узлам устройства: слева можно увидеть головку винта, который фиксирует теплообменник, и резиновый подшипник турбины. Винт нужно открутить, но подшипник лучше не трогать, чтобы он остался в своих пазах и не выпал.

Снятие нерабочего кондиционера со стены

Если система не работает, это лишь усложнит процесс демонтажа. Это обусловлено тем, что самостоятельно слить фреон станет невозможно. В этом случае потребуется привлечение специалистов, обладающих дорогостоящим оборудованием.

Использование специальной станции для откачки жидкости позволит полностью освободить систему от хладагента. В некоторых случаях может понадобиться создать вакуум внутри контура наружного блока. Это можно сделать только с помощью станции для ликвидации.

Слить полностью фреон с неработающего кондиционера можно двумя основными способами:

Первый этап слива фреона осуществляется после того, как все запорные вентили на линейных трубах будут полностью откручены. Также следует открыть электромагнитные клапаны. Чтобы быстро их найти, лучше воспользоваться схемой, которая шла в комплекте с прибором.

Читайте ещё:  Чем и как заправляют бытовые кондиционеры. Как заправить кондиционер фреоном.

Для открытия клапанов нужно подать напряжение питания на их катушки. Какое именно напряжение требуется, указано в инструкции к модели.

Затем нужно установить контейнер для фреона. Он должен быть оборудован двухходовым выходом и подходить именно для той жидкости, которую планируется слить.

После подключения ёмкости нужно соединить сервисные трубы с баллоном и открыть вентили.

На следующем этапе запускается станция и открываются вентели на ней. Процесс перекачки фреона можно наблюдать через прозрачное окошко на манометрической станции.

Аналогичным образом можно откачать и газообразный фреон. Единственное отличие заключается в том, что вентили на баллоне нужно открывать с соответствующими обозначениями.

Важно! Нужно помнить, что при откачке фреона в баллон объём ёмкости нельзя заполнять более чем на 80 %. Как правило, этот показатель контролируется самой станцией, так как она уже настроена на такую процентную загрузку.

Особенности демонтажа в зимнее время

Сплит-системы могут работать круглогодично не только в режиме обогрева, но и как охладители. Часто они используются в серверных помещениях, где температура порой значительно превышает допустимые значения.

Работа устройства в холодное время года связана с определенными критическими температурными показателями, которые могут негативно отразиться на функционировании прибора, особенно это касается компрессора. В сплит-системах производители используют масла. Чтобы оно не загустело, температура окружающего воздуха должна быть не ниже -5 градусов, тогда как инверторные системы могут работать даже при -25 градусов.

Поэтому прежде чем начинать работы в зимний период, все вышеперечисленные нюансы необходимо учитывать, особенно если сплит-система не оснащена зимним комплектом, то есть отсутствует подогрев картера компрессора.

Разборка канального кондиционера

Разборка канальной сплит-системы начинается с демонтажа воздуховодов. Работы начинаются с тех участков, где решётки воздуховодов соединены с помещениями, требующими охлаждения. Сняв каналы, приступают к извлечению внутренних и наружных модулей устройства. Процедура перекачки кондиционера осуществляется после того, как весь фреон будет перенесён в наружный блок: вентили, удерживающие его, должны быть перекрыты и изолированы с помощью заглушек. После окончания продувки системы отключается силовой кабель.

Потолочные кондиционеры устанавливают, когда подвесной потолок типа «Армстронг» ещё не полностью собран. При этом в месте установки кондиционерного модуля отсутствуют плитки потолочных сегментов. Для каркаса в бетонное перекрытие вмурованы только подвесы. Удерживающие алюминиевую или волокнистую плитку рамки могут быть отмечены, но не собраны или установлены частично.

Именно такая последовательность установки потолочных кондиционеров и вентиляторов соблюдается, чтобы монтажники не выполняли один и тот же вид работы дважды и не повредили уже установленный потолок.

Как правило, кондиционеры устанавливаются одновременно с новым потолком – во время капитального ремонта здания или постройки. Чтобы снять потолочный блок, потребуется демонтировать соседние плиточные секции подвесного потолка. Затем аккуратно извлекается сам блок. Здесь нужно проявлять предельную осторожность, поскольку рядом может отсутствовать стена, на которую он опирается. Если кондиционер расположен в центре потолка, рядом со светильником, не забудьте вернуть на место плитки потолка.

Отключение сплит-системы зимой

Современный кондиционер может выполнять функции как тепловентилятора, так и охладителя. В морозную погоду тщательная перекачка фреона может не потребоваться, так как температура в наружном блоке сама по себе низкая, чтобы удерживать фреон в жидком состоянии. Закрыв вентиль, можно почти сразу же после того, как давление фреона упадет до нуля (за считанные секунды), перекрыть вентили, отсоединить электропровода, дренажные трубы и фреонопроводы. Если задвижки замёрзли и не двигаются, можно прогреть их, например, феном. То же самое проделайте с компрессором, если он не запускается.

Не стоит пытаться делать наоборот – перекачивать жидкость во внутренний блок. На внутреннем блоке нет аналогичных задвижек. Хотя теоретически змеевик внутреннего блока выдержал бы такое давление, но и предполагать, что если за окном минус, поступить можно иначе, не следует. В жарком или холодном состоянии фреон всегда сжимается и хранится во внешнем блоке, а не во внутреннем.

Дополнительные сведения вы сможете найти в следующих разделах статьи.

Оцените статью
Идеал Комфорт
Добавить комментарий