Если вам повезет, то вам удастся найти кусок дерева с естественным изгибом, что значительно упростит процесс создания форштевня. Однако, если такой возможности нет, вы можете изготовить форштевень, соединив несколько элементов посредством склеивания. В случае, если вы желаете получить единое целое, вам потребуется взять топор и другие инструменты, чтобы вырубить его в соответствии с формой вашей лодки.
Современная лодка из фанеры своими руками
Лодка играет незаменимую роль в тех случаях, когда планируется отправиться на рыбалку или просто провести время на реке в компании семьи или друзей. Лодка предоставляет возможность не только насладиться процессом ловли рыбы, но и отправиться в увлекательные приключения, либо же отправиться в романтическое путешествие. Поэтому, если у вас есть возможность обзавестись таким транспортным средством, стоит ее рассмотреть и не отказываться от такого удовольствия. Однако, есть большая разница между покупкой лодки и ее самостоятельным изготовлением.
Лодки, изготовленные из фанеры, достаточно практичны и с финансовой точки зрения являются доступными, что и обуславливает их популярность среди любителей водного отдыха.
Для того чтобы спустя несколько месяцев собственноручно сделанная лодка из фанеры встала на весла и покинула берег, вам понадобятся лишь необходимые материалы, инструменты, чертежи, неподдельное желание создать лодку и терпение. Следует отметить, что процесс производства лодки из фанеры требует внимательности, однако это абсолютно осуществимо при наличии подходящих навыков.
Преимущества
К ключевым преимуществам лодок из фанеры можно отнести:
Одним из значимых достоинств является малый вес лодки из фанеры, который составляет всего 10-15 кг.
- Низкий вес конструкции — это важное преимущество по сравнению с катерами и другими более тяжелыми средствами передвижения. Этот аспект особенно актуален, когда участок пути до места, где планируется рыбная ловля или отдых, незначителен и требуется перенос лодки без использования автомобиля. Легкая фанерная лодка весит около 10-15 кг, что вполне допустимо для двух человек. Однако, если лодка построена с использованием каркасной технологии, ее масса может увеличиться до 60 кг, что тоже не критично для коротких дистанций.
- Компактность конструкции лодки из фанеры. Она, как правило, не занимает много места, особенно это актуально для малых моделей, которые именуются плоскодонками. Такие лодки не длинные, но достаточно широкие, и их легко разместить для зимнего хранения, например, в гараже.
- Вместительность. Лодки средней конструкции из фанеры способны вместить до 2 человек, и они могут спокойно поменяться местами и встать на ноги при необходимости. Модели малого размера обычно предназначены для одного человека, однако даже в таком случае рыболов не испытывает дискомфорта. В то же время каркасные лодки, обшитые фанерой, могут вмещать до 5 человек, хотя количество пассажиров лучше ограничить для комфортного плавания.
- Надежность конструкции и простота в использовании в процессе эксплуатации.
Особенности
Ярким примером самодельного плавательного средства является плоскодонка. Для повышения удобства ее можно сделать разборной. Сложенная лодка проще транспортируется к месту водоема. Такой мини-вариант выгоден ещё и с финансовой точки зрения, так как затраты на ее изготовление невелики. Самостоятельно изготовленные фанерные лодки могут быть как с мотором, так и обычными весельными. В зависимости от типа конструкции особые требования будут предъявляться к кормовой части: для установки мотора потребуется транец, на что отлично подошла бы многослойная фанера.
Существуют и уже зарекомендовавшие себя модели лодок, такие как гребная секционная лодка Дори, Окунь и другие, чертежи которых можно свободно найти в интернете. Кроме того, в специализированных магазинах можно приобрести готовые наборы для сборки лодки из фанеры, к примеру, модель Скиф.
Приобретение такого набора обойдется значительно дешевле, чем покупка уже готового судна.
Материалы и инструменты
Для выполнения работы потребуются следующие материалы:
- водостойкая фанера размером 2,5 на 1,25 метра, с толщиной 0,5 см;
- половина панели влагостойкой фанеры аналогичного размера, но с толщиной 0,6 см;
- строганные доски, желательно выбирать мягкие и пористые сорта древесины;
- деревянные рейки;
- эпоксидная смола;
- водостойкий лак или краска;
- капроновая нить;
- стеклоткань в рулоне для оклейки корпуса плавательного средства;
- миллиметровая и более плотная бумага (возможно использование картона) для построения чертежей;
- бруски размером 0,5 на 3,4 м и 0,4х0,2х4 м.
Кроме этого, вам понадобятся следующие инструменты:
- шуруповерт или дрель с достаточной мощностью;
- ручная шлифовальная машина или рубанок;
- струбцина, желательно несколько — если специализированного инструмента нет, можно использовать фиксирующие механизмы от старых ручных мясорубок;
- электрический лобзик;
- латунные гвозди различной длины, а также саморезы по дереву;
- молоток;
- рулетка;
- кисточки или валик для нанесения лака.
Размеры лодки, ее виды и формы
Лодки используются уже на протяжении многих веков, и в истории сохранились множество моделей, из которых вы можете создать свои собственные варианты в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предназначена для одного или двух человек с общей максимальной массой не более 150 кг. Длина такой лодки не должна превышать 2,7 м, ширина — 1,2 м, а высота бортов в среднем не должна превышать 30 см. Вес фанерной лодки примерно 29 кг.
Среди наиболее популярных моделей, которые вполне возможно сделать своими руками, можно выделить:
- Скиф, или плоскодонка — прекрасно подходит для плавания в спокойных водах. Она достаточно проста в постройке и надежна в использовании. Является легкой, что позволяет одному человеку без усилий переносить её на берег.
- Динги — лодка, предназначенная для плавания в неспокойной воде. Она отличается от остальных моделей формой днища с килем и носовым транцем-форшпигелем.
- Русский тузик, каноэ, лодка-фофан — модели с ободами двойной кривизны, которые производятся преимущественно в промышленных масштабах. При самостоятельном изготовлении лучше выбрать лодку с ободами одинарной кривизны.
- Фанерная лодка. Вы можете построить лодку в домашних условиях, которая будет иметь вид моторной конструкции, схожей с катером.
Особенности изготовления
Самодельные лодки из фанеры востребованы как у рыбаков, так и у любителей активного отдыха на воде. Чтобы создать маломерное плавательное средство, вам необходимы инструменты, качественные строительные материалы, немного усилий — и в кратчайшие сроки ваше фанерное произведение будет готово к эксплуатации.
Важно помнить, что постройка лодки из фанеры собственными руками позволяет не только сэкономить средства, но и предоставляет ряд очевидных преимуществ:
- надежность и продолжительный срок службы конструкции;
- маленький вес, что является весомым аргументом при транспортировке и спуске на воду;
- вместимость лодки до 5 пассажиров.
Фанера для лодки
В зависимости от выбранной модели, процесс создания лодки из фанеры может занять от одной недели до полутора месяцев. Стоимость материалов также будет зависеть от выбранного чертежа, однако в любом случае, этот путь обойдется вам выгоднее, чем покупка готовой лодки. Основным материалом для создания плавательного средства является водостойкая фанера марки ФСФ. Наиболее подходящей по своим характеристикам является бакелитовая фанера для лодок, однако есть несколько причин, по которым стоит выбирать влагостойкую фанеру ФСФ:
- Работать с бакелитовой фанерой сложнее;
- Бакелитовая фанера не поддается качественной окраске и нанесению лака;
- Фанера ФСФ предпочтительнее при строительстве и ремонте лодки.
Водостойкая фанера ФСФ должна иметь толщину от 6 до 9 мм. Это необходимо, чтобы избежать прогибов под нагрузкой и оптимизировать общий вес конструкции. Влагостойкую фанеру для лодки можно приобрести в каталоге нашего сайта в любых нужных размерах. Длина не так критична, однако для улучшения качества работы желательно минимизировать количество стыков.
Как сделать лодку из фанеры своими руками
Процесс создания лодки можно разбить на три основных этапа:
1. Прежде всего, необходимо разметить чертеж на листе фанеры. Рекомендуется нарисовать разметку квадратов, идентичных тем, что имеются на чертеже. Ровные линии можно провести при помощи уровня, а гибкие — с помощью пластиковых реек. После этого с помощью электролобзика вырезаются подготовленные элементы.
2. Стыковка частей лодки осуществляется с предварительным просверливанием. Отверстия должны быть расположены симметрично на соединяемых элементах. Минимальный отступ от края должен составлять 10 мм, а шаг сверления — 100 мм. Листы проклеиваются, а для надежности их крепят при помощи скоб из медной проволоки. Все швы и отверстия после высыхания первого слоя клея дополнительно обрабатываются клеем.
3. Завершенное изделие сначала следует покрыть грунтовкой, а затем окрасить. Рекомендуется использовать краску на водной основе.
Обшивка лодки фанерой
Согласно рабочему чертежу, из фанеры вырезаются необходимые заготовки для обшивки корпуса лодки. Следует выполнить следующие шаги:
- каркас лодки переворачивается вверх дном;
- все поверхности киля и шпангоутов обрабатываются наждачной шкуркой для достижения ровного состояния;
- детали дна лодки устанавливаются на свои места и фиксируются с помощью степлера, после чего места крепления дополнительно пробиваются гвоздями;
- бортовые элементы обшивки сперва примеряются, а затем крепятся таким же образом, как и днище;
- при проклейке заготовок необходимо следить за тем, чтобы направление волокон внешнего слоя фанеры располагалось вдоль, а не поперек лодки.
Работа с клеем
Работы с клеем направлены на то, чтобы обеспечить прочность конструкции, а при необходимости — заполнить им швы или трещины. При работе с фанерой проклеиваются все места соединения заготовок с килем и шпангоутами. После пробивки гвоздями, необходимо заполнять клеем зоны соединения фанеры с несущими элементами, в случае если они плотно не прилегают друг к другу.
Для увеличения прочности и улучшения эксплуатационных характеристик плавательного средства, фанерная обшивка дополнительно оклеивается стеклотканью. Данная защита деревянной конструкции значительно повышает долговечность лодки. Стеклоткань равномерно распределяется по плоскости обшивки, избегая образования складок и пузырьков, что может свидетельствовать о недостатках в работе. Ткань наклеивается от киля, направляясь к бортовым доскам.