Двигатель — это «сердце» любого бытового прибора. Если он неисправен, дальнейшая эксплуатация становится невозможной и требуется дорогостоящий и трудоемкий ремонт.
Коллекторные электродвигатели стиральных машин
В современных стиральных машинах используется несколько типов двигателей: Коллекторные двигатели, асинхронные двигатели и прямые двигатели барабана — они различаются по принципу работы и конструкции. Для работы асинхронного двигателя требуется фазосдвигающий конденсатор — именно такая схема двигателя используется в большинстве старых моделей СМ.
Современные машины используют сложную электронную систему управления для привода асинхронного двигателя, поэтому испытания без специального стенда (или «тестового» СМ) представляют определенные трудности. Двигатели с прямым приводом (например, используемые в машинах LG DirectDrive) еще более проблематичны для тестирования. Их трудно тестировать отдельно, поскольку они являются частью конструкции бака. Кроме того, эти двигатели требуют сложной системы управления.
Коллекторные двигатели легче всего протестировать (даже собственными силами), о чем мы расскажем более подробно.
В большинстве современных СМ установлены двигатели привода коллектора по схеме, показанной на рисунке 1.
Рисунок 1 . Принципиальная схема коллекторного двигателя в СМ.
Из рисунка видно, что схема питания двигателя выглядит следующим образом: 220 В — управляющий симистор (регулирует скорость вращения двигателя) — контакты реле инвертора (I или II) — обмотка статора — обмотка ротора — 220 В. Обмотка статора используется в стиральных машинах.
Обмотка статора в стиральных машинах включается как контактными группами управляющего симистора, так и реле в электронном блоке.
Направление вращения вала двигателя изменяется путем изменения полярности обмотки статора. В некоторых моделях стиральных машин обмотка статора снабжена краном. Он используется в режиме отжима. В этом случае ток направляется на одну из концевых клемм обмотки статора и на вышеупомянутый ответвитель. Когда обмотка статора подключена через концевые клеммы, СМ работает в обычном режиме стирки, двигатель работает на низкой скорости.
Чтобы проверить, работает ли двигатель, в простейшем случае многие мастерские последовательно соединяют обмотку статора и обмотку ротора (якоря) и подают на них сетевое напряжение (рис. P1.2).
Рисунок 2. Схема испытания коллекторного двигателя.
Эта схема имеет свои недостатки, один из которых заключается в том, что пока невозможно полностью проверить работоспособность двигателя. Даже если вал двигателя вращается, такой тест не выявит скрытых дефектов, которые возникают при работе двигателя в реальных условиях эксплуатации SM, например, под нагрузкой.
Кроме того, такая система коммутации не имеет защиты: если обмотки двигателя будут короткозамкнуты, двигатель отключится». Чтобы избежать возможных неприятных последствий при испытании двигателя, в цепь питания двигателя необходимо включить дополнительный балласт. Например, можно использовать нагревательный элемент от стиральной машины (см. рис. 3) или мощную лампу (500 Вт и более).
Рисунок 3. Управление коллекторным двигателем с помощью балласта.
Если в обмотках двигателя возникнет короткое замыкание и через них потечет слишком большой ток, FET будет заметно нагреваться.
Проверить работу двигателя можно и другим способом: Подключите его обмотки, как на рис. 2, но запитайте его через лабораторный автотрансформатор мощностью не менее 500 Вт.
Типовые неисправности коллекторных двигателей
Изношенные щетки коллекторного двигателя необходимо своевременно заменять (желательно на оригинальные). Но что делать, если нет возможности заменить щетки на оригинальные?
Во многих случаях износ щеток можно определить путем визуального осмотра или по интенсивности дуги в коллекторном двигателе: либо под нагрузкой (в баке машины находится стиральная машина), либо без нагрузки, в этом случае возникает большая дуга (не по всей окружности коллектора). Следует отметить, что такое искрение может возникнуть и при отсутствии новых щеток на коллекторе.
Также возможна потеря мощности двигателя при сильном износе щеток — например, если барабан стиральной машины с находящимся в нем бельем не «крутится» (если только щетки не прилипли к щеточному основанию — «примерзли»).
Следует отметить, что заменить щетки на щетки от других коллекторных двигателей довольно сложно по нескольким причинам. Ниже перечислены некоторые из этих причин и даны рекомендации по замене щеток на соответствующие аналоги.
Щетки от других двигателей обычно имеют другую форму и размер — поэтому перед установкой они должны быть соответствующим образом обработаны (отшлифованы). Особенностью щеток двигателя стиральной машины является их значительная длина — это затрудняет их установку на другие коллекторные двигатели, например, электроинструмента (рис. 4: слева — щетки с щеткодержателями от двигателя стиральной машины, справа — щетки с щеткодержателями от двигателя электроинструмента.
Рис. 4: Щетки
При установке «самодельной» щетки в щеткодержатель убедитесь, что щетка может свободно перемещаться по всей длине рабочего хода без бокового люфта (без заедания). Боковой люфт может привести к тому, что щетка будет сидеть в щеткодержателе криво и может «заклинить» (т.е. застрять в щеткодержателе и, следовательно, потерять контакт с коллектором).
Щетки должны быть изготовлены из так называемого электрографита (смесь сажи, чистого графита и специального связующего вещества, отожженная при температуре около 2500 °C). Этот материал (например, бытовые щетки из электрографита ЭГ-74) имеет твердость (15-50) x 10 7 Па и удельное сопротивление 35-75 мкОм x м.
В крайнем случае, в качестве материала для щеток можно использовать обычный мягкий графит — но в этом случае срок службы щеток значительно короче.
Известно, что чем тверже щетки (чем медленнее они изнашиваются), тем они долговечнее. При этом следует учитывать, что слишком «жесткие» щетки будут быстро изнашивать коллектор. Вероятно, истина лежит где-то посередине. Поэтому при определенных условиях мы предполагаем, что материал щеток коллекторных двигателей стиральных машин сторонних производителей имеет параметры, соответствующие приведенным выше результатам.
При выборе аналоговых щеток следует обратить внимание на наличие медного хвостика (если он присутствует на оригинальных щетках). Для щеток, перешлифованных до необходимых размеров (соответствующих оригиналу), рекомендуется использовать прижимную пружину старых щеток.
Не следует использовать копии графитовых щеток с наружным медным покрытием (такие щетки предназначены для электрических машин с низким рабочим напряжением). Это связано с тем, что медная пыль между ребрами коллектора может вызвать короткое замыкание между ребрами и в конечном итоге привести к поломке ротора.
Межвитковые замыкания (или обрыв) в обмотках статора или ротора
При обрыве или замыкании обмоток могут возникнуть следующие типичные неисправности:
1. 1. Двигатель не работает (обрыв в обмотке статора).
Такой дефект также может быть вызван перегревом корпуса двигателя из-за короткого замыкания обмоток. Если температура корпуса высокая (обычно выше 90 °C), должен сработать предохранительный термостат (он прерывает цепь двигателя). Температура корпуса двигателя с максимальным значением 70. 80 °C — такая температура может быть достигнута при выполнении так называемых «длинных» циклов работы стиральной машины.
2. потеря мощности двигателя (взаимное замыкание обмоток двигателя).
Данная неисправность может возникнуть, например, когда двигатель не может «провернуть» барабан с загруженным бельем (без белья барабан вращается). Следует отметить, что подобная неисправность может возникнуть также при износе щеток электродвигателя или неисправности фазосдвигающего конденсатора в цепи питания электродвигателя (в старых моделях стиральных машин) — поэтому эти события также следует учитывать при поиске причин потери мощности электродвигателя,
3. отсоединение лопастей ротора.
При значительном увеличении тока, протекающего через обмотки двигателя (из-за короткого замыкания обмотки или «заклинивания» вала двигателя), ламели коммутатора нагреваются и отсоединяются (об этом мы подробно поговорим ниже).
Трещину в обмотке ротора можно легко обнаружить с помощью омметра, подключив его к любой соседней пластине коллектора. Поверните ротор от руки, чтобы проверить сопротивление секций ротора — при любом положении вала сопротивление между соседними ламинатами должно быть одинаковым (0,1-0,4 Ом). Если сопротивление между некоторыми соседними ламинатами возрастает до 5,9 Ом (или более), возможно, в этой секции произошел обрыв обмотки.
Но не стоит отчаиваться — часто причиной такого события является разрушение одного из ламинатов в месте его соединения с обмоткой (на конце каждого ламината имеется специальный крючок, обеспечивающий соединение с соответствующей частью обмотки ротора). Если причина нарушения контакта именно в этом, дефектный крючок можно аккуратно «прибить».
Хочу отметить, что в таких случаях использование припоя недопустимо, так как не даст ожидаемого результата — при работе двигателя пластины коллектора будут сильно нагреваться, пайка разрушится (или цепь снова нарушится), а центробежная сила может разнести остатки олова повсюду (с самыми непредсказуемыми последствиями). Кстати, сварка шин может нарушить балансировку ротора, что также может привести к повышенной вибрации во время работы.
Также могут возникать короткие замыкания в обмотках двигателя (замыкания между обмотками, например, из-за нарушения изоляции), но их невозможно устранить — двигатель необходимо заменить или перемотать обмотки. Перемотка обмоток ротора, например, в большинстве случаев имеет отрицательный эффект.
Эта работа требует специальной техники, которая может быть выполнена только в заводских условиях.
Обратите внимание, что короткое замыкание в обмотках двигателя может вызвать повреждение различных компонентов внутри стиральной машины-сушилки — подгорание (или полное разрушение) контактов на клеммах электронного блока и соединительных кабелей, повреждение компонентов схемы внутри прибора (реверсивных реле, силовых триад, контактных групп командных устройств и т.д.).
Как проверить двигатель стиральной машины
Если стирально-сушильная машина перестала работать, причиной может быть неисправный двигатель. Прежде чем покупать новую запасную часть, проверьте двигатель стиральной машины-сушилки и определите причину неисправности. В большинстве случаев его можно отремонтировать.
В этой статье мы рассмотрим, какие бывают типы моторов и каковы особенности его проверки своими руками.
Как работает двигатель стиральной машины: разновидности
Прежде чем проводить диагностику, необходимо понять, какой тип двигателя находится в вашей стиральной машине и как он работает. Существует три основных типа: Асинхронный двигатель, коллекторный двигатель и инверторный двигатель.
- Асинхронный устанавливается в стиралках Bosch, Сименс, Милле, Ардо и Канди. Дешевый и тихий мотор имеет простую конструкцию: статор и ротор. Большие габариты и низкая производительность оставили асинхронный двигатель в прошлом. Поэтому он использовался в ранних моделях вышеуказанных машин.
- Коллекторный двигатель сегодня активно используется в марках СМА Indesit (Индезит), Аристон, Занусси, Электролюкс, Самсунг, Веко. Мотор ременного типа имеет компактные габариты и достаточную мощность. Передает обороты с помощью ремня на шкив барабана. Его конструкция немного сложнее предыдущего типа: статор, ротор, две щетки и таходатчик, который контролирует его обороты.
- Прямоприводной (инверторный) современный двигатель только начал покорять пользователя. Устанавливается на моделях LG, Самсунг. Мотор не имеет ремня, а напрямую крепится к барабану, передавая ему обороты. Его строение схоже с асинхронным мотором, но прямоприводной компактен, мощен и редко выходит из строя.
Как проверить исправность двигателя своими руками
Поскольку в настоящее время используются только коллекторные и инверторные двигатели, рассмотрим, как их диагностировать.
Прямоприводной тип
Проверить их в домашних условиях достаточно сложно. Можно использовать системный тест, если в вашей модели стиральной машины он предусмотрен. Самодиагностика также может показать код ошибки на дисплее машины. Если вы расшифруете код, вы узнаете, в чем проблема и нужно ли вызывать техника.
Если вы решили снять двигатель, сделайте это правильно:
- Отключите стиральную машинку от питания.
- Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
- Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
- Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
- При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
- Снимите сборку ротора.
- За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
- Для их выкручивания возьмите головку на 10.
- Отсоедините разъемы проводки от статора.
Начните с осмотра двигателя и проверки его работоспособности.
Коллекторный тип
Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Существует несколько способов проверки двигателя:
- Снимите заднюю крышку СМА.
- Отсоедините провода от двигателя.
Приступайте к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как показано на рисунке ниже. Затем подключите обмотку к току 220 вольт. Если ротор начнет вращаться, то устройство считается неисправным.
Этот метод имеет некоторые недостатки. Во-первых, вы не сможете точно проверить работоспособность двигателя, тем более что он работает в разных режимах. Во-вторых, при прямом подключении существует риск разрушения двигателя в случае короткого замыкания.
Исходя из вышесказанного, в качестве защиты в этой цепи можно установить балласт. В качестве балласта можно использовать нагревательный элемент стиральной машины. Подключите его, как показано на электрической схеме а.
В этом случае элемент начинает нагреваться в случае короткого замыкания и защищает двигатель от перегорания.
Поскольку коллекторный двигатель состоит из нескольких компонентов, необходимо проверить их все.
Электрические щетки
По бокам корпуса двигателя расположены две щетки. Поскольку они изготовлены из мягкого материала, со временем они изнашиваются. Снимите щетки с корпуса и установите новые, если они изношены.
Выяснить, есть ли проблема со щетками, можно, подключив двигатель к сети. Если вы подключили провода, а двигатель искрит при вращении, значит, дело в щетках.
Вы можете купить новые детали в мастерской, показав старые щетки или назвав модель машины.
Проблема в ламелях
Ток передается на ротор через щетки. Поскольку пластины приклеены к валу, они могут оторваться, если двигатель заклинит. Небольшие отслоения можно отремонтировать, обточив коллекторы на токарном станке. Осторожно удалите стружку мелкой наждачной бумагой.
Как проверить двигатель стиральной машины Indesit?
Если стиральная машина отказывается начинать стирку и крутит барабан, необходима комплексная диагностика: от проверки ремня и электроники до проводки и двигателя. По поводу последнего лучше обратиться к профессионалу, но при должном опыте и внимательности проверка двигателя стиральной машины Indesit может быть выполнена без специальной подготовки. Главное — быть внимательным и не отступать от инструкции.
Если вы решили проверить мотор самостоятельно, необходимо внимательно изучить его конструкцию. Стиральные машины Indesit оснащены двигателем с коммутатором, который отличается компактной формой и высокой производительностью. Неотъемлемой частью прибора является приводной ремень, который соединен со шкивом барабана и приводит в движение процесс вращения.
Что касается внутреннего устройства, то под корпусом скрыто множество отдельных деталей: ротор, статор и две электрические щетки. Тахометр, расположенный сверху, регулирует скорость вращения в оборотах в минуту. Специалисты используют различные методы для проверки работоспособности двигателя. Однако сначала необходимо снять его со стиральной машины.
- Снимаем заднюю панель стиралки, открутив болты по периметру.
- Ослабляем и убираем приводной ремень, одновременно вращая шкив.
- Отключаем подведенную к двигателю подводку.
Желательно сфотографировать проводку перед снятием стиральной машины, чтобы избежать ошибок при ее сборке.
- Отвинчиваем удерживающие болты и, раскачивая движок в стороны, достаем наружу.
Теперь приступим к диагностике. Соедините провода обмоток статора и ротора, а затем подайте на них напряжение 220 вольт. Если вы видите, что ротор вращается, значит, проверка прошла успешно и прибор работает правильно.
Однако описанная тактика испытаний имеет недостатки. Например, невозможно полностью протестировать двигатель, особенно если впоследствии он будет работать в разных режимах. Другим потенциальным риском является перегрев устройства из-за прямого подключения, которое может привести к короткому замыканию. Однако риск повреждения можно легко снизить, установив в контур балласт в виде нагревательного элемента от автоматического управления горелкой. Нагревательный элемент нагревается в случае короткого замыкания, поглощает удар и защищает двигатель. Однако это только первый этап проверки, так как на очереди другие компоненты двигателя — щетки, ребра и обмотки.
Проверим состояние щеток
Обязательно обратите внимание на электрические щетки. Они расположены по обе стороны корпуса и воспринимают силу трения двигателя. Угольные наконечники со временем сильно изнашиваются и подлежат замене. Чтобы проверить их, выполните следующие действия:
- откручиваем удерживающие болтики.
- сжимаем пружину и снимаем щетки.
- разбираем корпус каждой щетки.
- оцениваем состояние угольных наконечников. Если их длина менее 1,5 см – меняем на новые.
Угольные щетки всегда заменяются парами, даже если одна из них совершенно новая.
Если щетки изношены, следует купить новые. В идеале, отнесите старые в магазин и купите аналогичные запасные щетки. Электрические щетки устанавливаются в обратном порядке в соответствии с привычной инструкцией.
Ламели и обмотки
Ребра отвечают за передачу электрического разряда на ротор. Они приклеены непосредственно к валу, но если двигатель заклинит, они могут сломаться и отсоединиться. Если отслоение незначительное, мотор можно заменить с помощью токарного станка и мелкого наждака.
Поврежденные лопасти будут иметь отслаивание и заусенцы.
Если есть проблемы с обмоткой, двигатель либо не может достичь максимальных значений, либо вообще не запускается. Происходит короткое замыкание, двигатель перегревается, температурный датчик фиксирует перегрев и отключает систему. Если неисправность не устранена, порочный круг продолжается до тех пор, пока термистор не выйдет из строя. Состояние обмотки проверяется с помощью мультиметра.
- Тестер включается на режим «Сопротивление».
- Щупы прикладываются к ламели.
- Оценивается значение на дисплее, которое в норме составляет 20-200 Ом. Если цифра меньше, то дело в замыкании, больше – в обрыве.
Статор также проверяют мультиметром в режиме зуммера, перемещая щупы вперед-назад по обмотке. Если измерительный прибор молчит, все в порядке. Если вы обнаружили проблему с обмоткой, не спешите ремонтировать двигатель — это бессмысленно. Проще и дешевле купить новый двигатель.
Где купить и по какой цене?
Купить мотор для стиральной машины Indesit можно в магазине, который специализируется на продаже запчастей для бытовой техники. Если такого магазина в городе нет, можно сделать заказ через Интернет.
При покупке следует обратить внимание на модель стиральной машины, так как для разных приборов существуют разные типы двигателей. Средняя стоимость мотора стиральной машины Indesit составляет 6 000 рублей.
Вызов мастера
Если вы не можете самостоятельно отремонтировать и заменить двигатель стиральной машины Indesit, обратитесь за помощью к профессионалам. Существует несколько способов найти профессионала:
- По объявлению . Ремонтники размещают информацию о своих услугах в газетах, расклеивают их на столбах, разносят визитки по почтовым ящикам.
- Обратиться в сервисный центр . Главное, чтобы эта организация хорошо зарекомендовала себя в населенном пункте.
- По «сарафанному радио» . Возможно, что в недавнем прошлом аналогичной услугой пользовались родственники или знакомые. Если они рекомендуют мастера, им можно доверять.
- Интернет-доски с объявлениями . Их в сети много, поэтому найти мастера можно в каждом городе.
Большинство мастеров не берут плату за проезд, если человек согласен оплатить ремонт. Если клиент согласен оплатить услуги профессионала, исполнитель оплатит ремонт, если клиент согласен оплатить ремонт. Прежде чем выбрать торговца, необходимо прочитать отзывы о его работе. Лучше всего делать это не на сайте, где он рекламировал свои услуги.
Приемлемые цены:
- замена щеток – от 1400 рублей;
- замена мотора или его ремонт – от 2000 рублей.
Обычно дается гарантия 6 месяцев на щетки и 1 год на двигатель. Цены не включают стоимость запасных частей (если их нужно заменить).
Прежде чем соглашаться на ремонт двигателя, следует узнать у техника окончательную стоимость. Честный техник сразу назовет вам цену. Если ремонт должен быть выполнен, он может назвать приблизительную цену, но от нее нельзя сильно отклоняться.
Много важной и полезной информации о ремонте стиральных машин Indesit вы найдете в этом разделе.
Проверка прессостата
Манометр контролирует количество воды в баке стиральной машины. Он представляет собой небольшое устройство с пластиковым корпусом и шлангом. Обычно он расположен в верхней части одной из боковых панелей стиральной машины. Для проверки регулятора давления вам понадобятся:
- медицинский шприц на 10-20 кубиков;
- небольшой шланг, герметично соединяющий устройство и шприц.
Как проверить регулятор давления с помощью мультиметра:
- Снимите заднюю и верхнюю крышку, извлеките прессостат.
- Вытяните поршень шприца до упора и наполните его воздухом.
- Соедините шприц и входное (заливное) отверстие прессостата.
- Установите мультиметр в режим прозвонки.
- Прозвоните левый крайний контакт прессостата и второй справа. Зуммер должен издать пищащий звук.
- Выдавите из шприца часть воздуха до характерного щелчка в корпусе прессостата.
- Проверьте два левых крайних контакта между собой, докоснувшись до них щупами. Они должны звониться.
- Выдавите из шприца оставшийся воздух.
- Поочередно прозваниваем оба левых контакта прессостата с крайним правым. При исправном прессостате, мультиметр запищит.
Как проверить насос
Насос стиральной машины расположен в нижней части прибора, за передней планкой. В зависимости от модели, его можно снять разными способами: снизу (положив машину на бок), сзади (открутив крышку) и спереди. Насос представляет собой электродвигатель с помпой и крыльчаткой.
Как проверить насос стирально-сушильной машины с помощью мультиметра:
- Отключите насос и обеспечьте легкий доступ к его контактам.
- Включите тестер в режим измерения сопротивления.
- Приложите щупы к контактам (клеммам) мотора насоса. Сопротивление исправного элемента должно быть в пределах 150-260 Ом.
Как проверить конденсатор
Конденсатор — это бочкообразный элемент, расположенный на входе шнура питания стиральной машины. Чтобы проверить его работу с помощью мультиметра:
- Разрядите конденсатор. Он имеет небольшой заряд, от которого необходимо избавиться. Для этого прикоснитесь к контактам конденсатора любым металлическим предметом, закоротив их между собой. Лучше использовать диэлектрические отвертки и другой инструмент.
- Включите тестер в режиме, измеряющем сопротивление (20к).
- Дотроньтесь щупами до контактов конденсатора.
- Удерживая щупы, наблюдайте за показаниями сопротивления на мультиметре. У исправного конденсатора они должны постепенно расти. Если сопротивление нулевое или не изменяется, это свидетельствует о неисправности.
В случае неисправности электрической части вашей стиральной машины специалисты Miele рекомендуют не заниматься самодиагностикой и обратиться к профессионалам.
Понравилась ли вам эта статья?
Средняя оценка: 5 / 5. Рейтинговая оценка: 3
Пока нет отзывов. Пожалуйста, оцените этот пункт первым.