Некоторые люди, не имея достаточной квалификации, используют термин «септик» неправильно, путая его со стандартной выгребной ямой. В определенных аспектах принципы их работы могут быть схожи, однако существуют и значительные отличия между ними.
Как устроить септик из покрышек своими руками: пошаговая инструкция
Вы планируете провести канализацию в своем частном доме, но ограничены в финансовых средствах? Не стоит отказываться от комфортной жизни из-за этого, не так ли? Или, возможно, вы решили создать септик из покрышек, используя подручные материалы, но сомневаетесь в своих силах и не знаете, с чего начать?
Мы поможем вам подробно разобраться в этом вопросе. В данной статье представлены популярные варианты конструкции локального очистного сооружения, для которого можно использовать старые автомобильные шины. Этот материал легко найти на автотранспортных предприятиях, где его списывают, или можно поискать объявления от частных лиц.
Кроме того, в статье содержится полная инструкция по изготовлению самодельного септика, начиная с расчетов и заканчивая укладкой канализационного трубопровода. Все действия сопровождаются пошаговыми фотографиями, что позволяет максимально визуализировать процесс.
Для начинающих мастеров подготовлены видеорекомендации по строительству таких септиков, содержащие полезные советы по выполнению герметичных соединений на участках трубопровода.
Аргументы в пользу подручных средств
Какую экономию можно получить при использовании старых шин для септика? Одно бетонное кольцо среднего размера стоит примерно 4 500 рублей, и их нужно минимум три. В то время как цена на использованную покрышку не превышает 2 000 рублей, а потребуется минимум три или четыре.
К примеру, накопительная емкость Танк стоит в среднем около 18 000 рублей. Даже без учета бетонных оснований и крышек для колодцев, экономия составит около 6 000 — 8 000 рублей.
Использование автомобильных покрышек для сооружения септиков помогает решить две актуальные проблемы: устроить канализацию для частного дома и избавиться от необходимости утилизации практически неразлагающейся резины.
Тем не менее, срок службы такого септика значительно короче по сравнению с бетонными или пластиковыми системами. Это связано с отсутствием целостности конструкции, незначительным весом шин и плохой герметизацией между ними.
При движениях грунта нередко происходит смещение элементов. Однако, следуя определенной технологии, можно продлить срок службы такого септика и уменьшить частоту откачки нечистот.
Разница септика из покрышек от выгребной ямы
Многие по незнанию приравнивают септик к обычной выгребной яме, но это неверное утверждение. Различия между ними очень существенные. Выгребная яма — это простое накопительное устройство, которое требует регулярной откачки с помощью ассенизаторской машины или подручными средствами, в зависимости от объема и частоты использования. В отличие от этого, септик из покрышек функционирует совершенно иначе, так как это система биологической очистки сточных вод. Хотя он также нуждается в периодической откачке, эта процедура требуется гораздо реже по сравнению с выгребной ямой.
Септик из покрышек представляет собой резервуар, разделенный на два герметичных отсека. Сточные воды попадают в первый отсек через канализационную трубу. Этот отсек называется зоной первичного отстаивания, где крупные фракции и другие частицы оседают на дне. В первом отсеке начинают свою работу бактерии, которые перерабатывают и очищают нечистоты.
После оседания ила, первично очищенная и осветленная жидкость самотеком перетекает во второй отсек. Вторая камера имеет больший объем по сравнению с первой, и именно здесь бактерии продолжают свою работу с большей интенсивностью.
Правильно обустраиваем септик из покрышек
Для установки септика важно правильно выбрать место:
- Между нижней частью резервуара и верхним уровнем groundwater (грунтовых вод) должно быть минимально 1 метр;
- Если поблизости находятся источники питьевой воды, расстояние до септика должно составлять не менее 50 метров, если в почве преобладает песчаник, и 20 метров в случае глины;
- Должно оставаться достаточно места для подъезда ассенизаторского автомобиля. В противном случае придется откачивать самостоятельно, что потребует использования специального оборудования, например фекального насоса. Также надо предусмотреть место для слива стоков. Слив нечистот в водоемы, почву и прочие не предназнаенные для этого места строго запрещён;
- Дом должен находиться на расстоянии не менее 5 метров от станции. Рекомендуется, чтобы уровень септика по сравнению с уровнем водозабора находился на естественном уклоне ландшафта;
- Обязательно оставьте место для канализационной трубы. Для защиты трубы от холода её желательно проложить ниже уровня промерзания грунта. Часто используется специальный защитный короб, который защищает трубу от различных негативных факторов, включая механические повреждения.
Двухкамерный септик из автомобильных покрышек
Друзья, сегодня я хочу поделиться с вами идеей дачного септика, сооруженного из автомобильных шин.
Септик из покрышек
Для меня это не столько дачный вариант, сколько необходимость, так как мы живем в частном доме за городом, и в нашем районе настоящая санитарная канализация даже не предполагалась. Именно поэтому мы решили сделать такой временный бюджетный вариант. У нас в доме есть все удобства, но старая яма пришла в негодность летом, когда шла стройка, и на полноценный септик не хватило средств. Но ничего, я уверена, септик из покрышек прослужит мне года два, хотя некоторые утверждают, что такие конструкции могут быть действительными и до 15 лет!
Для обустройства нам понадобятся следующие материалы
- автомобильные покрышки — 8 штук. Мы использовали покрышки от большегрузов или фур; конечно, можно взять и любые другие, в зависимости от необходимого размера септика;
- щебень или любой строительный бой кирпича;
- герметик — мы выбрали битумный.
В начале работ были выкопаны две ямы. Размеры были определены по месту, просто положив покрышку на предполагаемое место. Глубина получилась чуть больше двух метров, но это также зависит от ширины выбранных покрышек. Мы не делали строгих замеров, а просто определяли размеры на глаз. Ямы получились равные и квадратной формы.
Следующим этапом стала подготовка покрышек для монтажа. Это, как я скажу, самый сложный момент! Пилить покрышку с металлическими вставками весьма нелегко. Мужу пришлось вырезать отверстия под трубы лобзиком с насадками по металлу. Затем нужно было срезать верх у всех покрышек, чтобы внутри не скапливалось содержимое. Однако мы решили не прилагать к этому усилия, поскольку это трудоемко. В конце концов, муж решил просто сделать квадратные отверстия, чтобы жидкость могла свободно стекать.
Вот так это выглядит на фото
Когда покрышки были подготовлены, мы приступили к монтажу. Дно обеих ям засыпали боем кирпича и щебнем. Это выполняло роль дренажа. В идеале дно стоило бы зацементировать, но так как это временное решение, мы решили пропустить этот этап.
После этого муж устанавливал одну покрышку на другую, тщательно промазывая между ними герметиком. Когда все покрышки были установлены, мы засыпали промежутки между стенками ямы и покрышками. Для этого мы использовали кирпичный бой, глину и землю, которую выкопали в процессе работ.
Конечно, в один из дней пришлось воздержаться от использования ванной и туалета, к счастью, это происходило летом, и у нас были летние душ и туалет. На данный момент септику уже пять месяцев, он принимает сточные воды из ванны, раковины, туалета, стиральной машины и кухонной мойки. Могу сказать, что для семьи из трех человек этого объема вполне достаточно.
Ямы соединены друг с другом трубами, то есть вода из одной переходит в другую. В основном отсеке, который принимает жидкости, установлен дренажно-фекальный насос, который по мере наполнения откачивает жидкости и опустошает ямы. Главное, у нас есть место, куда откачивать.
Вот такая конструкция
Таким образом, такое простое и недорогое решение проблемы дачных удобств может оказаться полезным многим. Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен.
Септик с отстойником и фильтрующим (поглотительным) колодцем
Принцип работы:
- С помощью подводящей трубы сточные воды попадают в первую камеру, где происходит отстаивание, и тяжелые фракции оседают на дне.
- Остатки осевшей воды с легкими фракциями перетекают во вторую камеру.
- Вода проходит через фильтрующий слой и распределяется в грунте. Легкие фракции остаются на поверхности фильтрующего слоя.
К основным преимуществам подобной конструкции следует отнести редкие процедуры откачки и необходимость в утеплении (при условии постоянного использования), а также наивысшую экологичность среди всех вариантов устройства септика из покрышек.
Септик с фильтрующей системой и дренажной трубой
Эта конструкция не может быть названа успешной, поскольку наличие дренажной трубы не существенно влияет на работу системы и мало повышает качество очистки бытовых стоков.
В данной трубе необходимо будет просверлить отверстия в шахматном порядке при помощи сверла, соответствующего материалу трубы. Важно помнить о том, что сверло следует периодически охлаждать, иначе оно может перегреться и стать хрупким.
Принцип работы заключается в том, что сточные воды попадают в емкость, после чего нерастворимые частицы оседают на щебне, и вода проходит через фильтрующий слой, рассеиваясь в грунте. Дренажная труба в этой конструкции предполагает отвод воды в обход щебня после его забивания илом (осадком). По сути, данная конструкция практически не отличается от первого вариanta септика из покрышек.
Преимущества и недостатки септиков из автопокрышек
К преимуществам очистных сооружений из старых колес можно отнести:
- долговечность. В структуре нет металлических компонентов, что исключает коррозионные процессы. Резина выдерживает значительные перепады температур без изменений;
- минимальные затраты на строительство. Покрышки можно собрать на ближайшем мусорном полигоне или приобрести за небольшие деньги в автосервисах. Основные расходы связаны с покупкой труб и герметика;
- простой монтаж септика. Самая сложная задача заключается в подготовке котлована. Сам процесс установки покрышек можно осуществить без привлечения крана или лебедки;
- непосредственные предварительные расчеты. Если используются одинаковые покрышки, легко определить нужное их количество, основываясь на числе проживающих в доме.
Однако, чтобы быть справедливыми, следует отметить и недостатки септиков из автомобильных шин:
- неремонтопригодность. В случае появления отверстия в стенке, его невозможно заделать, и придется заменять покрышку целиком. В особенно сложных случаях проще засыпать существующий септик землей и построить новый, заново пройдя все этапы;
- сложности с герметизацией соединений;
- восприимчивость резины к химическим веществам и сильнодействующим моющим средствам. В канализацию не рекомендуется сливать средства для прочистки труб или удаления жирового налета;
- вероятность деформации конструкции вследствие зимнего или весеннего пучения грунта. Избежать неприятных последствий поможет предварительное строительство бетонных стаканов, но в этом случае стоимость создания септика значительно возрастает;
- распространение неприятных запахов по участку. Установить фановые трубы поможет решить эту проблему, однако их следует выводить на уровень как минимум конька крыши дома.
В некоторых случаях, если резину повредили химически активные препараты, попытки заделать отверстия цементом могут дать лишь временное решение проблемы. Вопрос о ремонте тогда придется решать радикально.
Строительство септика из автопокрышек
На первом этапе важно корректно подобрать место для установки локального очистного сооружения (ЛОС). Согласно стандартным требованиям по расстоянию необходимо соблюдать следующие меры:
- от дома, хозяйственных зданий и помещений для животных — не менее 5 метров;
- от границ участка, деревьев и кустарников — не менее 3 метров;
- от водоемов, колодцев и скважин — 30 метров или более.
Важный момент! Септик из покрышек нужно периодически откачивать. При выборе места установки обязательно продумайте, как ассенизаторская машина будет заезжать на участок. Иначе придется распрощаться с красивыми клумбами и садовыми посадками.
Когда место выбрано, можно переходить к расчету объема. В среднем один человек сливает в канализацию до 200 литров воды в день. Если в доме живут трое, это уже составляет до 600 литров. Следовательно, какой минимальный объем должна иметь камера первичного отстойника? Объем дренирующего колодца, согласно строительным нормам и правилам (СНиП), должен быть в три раза больше, чем у первого отстойника. На практике же большинство домовладельцев ограничиваются резервуаром на 1000-1200 литров. Если вы захотите увеличить объем, будет целесообразнее обустраивать не две камеры, а три.
Следующим этапом является расчет количества покрышек. Из школьных знаний по физике и математике помним, что объем цилиндра рассчитывается по формуле V=π*R²*H, где R — внешний радиус шины.
Далее строительство септика требует выполнить следующие этапы:
- при помощи электрического лобзика с покрышек срезается носок борта — иначе сточные жидкости будут застаиваться внутри;
- готовятся траншеи для укладки труб и котлованы для очистных камер. Дно первого укрепляется глиной или бетонной подушкой, чтобы неочищенная вода не впитывалась в грунт. В дренажном колодце последовательно укладываются слои песка и щебня толщиной не менее 30-50 см;
- в колодцы устанавливаются покрышки. Для скрепления их между собой потребуются пластиковые хомуты, а швы обрабатываются герметиком или цементным раствором;
- подключаются трубы, которые ведут из дома и обеспечивают перелив. Важно, чтобы отверстия в боках точно соответствовали диаметру патрубков, чтобы минимизировать утечки неочищенной жидкости наружу.
На заключительном этапе остается засыпать котлованы песком, установить крышки и вывести вентиляционные трубы. При засыпке не нужно спешить, чтобы избежать смещения конструкции или ее смятия. Если септик закладывают в местности с сильными зимними морозами, дополнительно стоит провести утепление пенополистиролом или пенопластом.
Наконец, всю конструкцию можно закрыть коробом из металла, пластика или дерева типа кессона для колодца. Это поможет предотвратить несчастные случаи и проникновение внутрь детей, домашних или бродячих животных.