Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно. Как называется техника живописи по сырой штукатурке.

У большинства людей настенная роспись ассоциируется с чем-то старым, ценным, часто связанным с религиозной культурой. Но это верно лишь отчасти. Настенная роспись имеет свое место и в современной квартире, ведь этот вид живописи до сих пор не устарел. Он просто меняется, находит новые решения и приспосабливается к требованиям времени. Но искусство росписи стен развивалось очень давно.

Что такое фреска и как её пишут

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно. Как называется техника живописи по сырой штукатурке. 2

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно. Как называется техника живописи по сырой штукатурке. 3

Настенная роспись — это особый вид росписи. Она наносится краской на грубую штукатурку. Это очень старая техника, которая имеет мало общего со строительной штукатуркой. В фресковой живописи используется специальная краска для стен — левакс. Шпаклевка изготавливается из смеси песка и извести. А вместо обычных красок используются натуральные пигменты, разбавленные водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный цвет. Натуральные пигменты не вступают в химическую реакцию с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

  • Сначала специальные краски наносят на влажную стену.
  • После высыхания рисунок покрывают специальной кальциевой пленкой, чтобы защитит краску, в противном случае пигмент может осыпаться.
  • Переделать или исправить фреску нельзя, поэтому у художника есть только один шанс на хорошую работу. В противном случае придется снимать слой штукатурки и воспроизводить все целиком.
  • На создание шедевра есть один день, пока известь не застынет.

Мы можем любоваться фресками даже в древних памятниках монументальной живописи. Но настенные росписи также были популярны для украшения домов, особенно домов аристократов и богачей. В эпоху Возрождения настенные росписи стали особенно популярны. Они украшали дворец герцога Луи Гонзага; над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Магацци. Интересно, что люди хотели, чтобы их семья была представлена на фресках в их домах. В Италии «чистые» фрески без использования темперы стали производиться с XVI века. В этом типе фресковой живописи верхний слой грунтовки (intonaco) наносился только на ту область, которую художник хотел закончить, до ее высыхания. Традиции фресковой живописи были продолжены в декоративной живописи XVII и XVIII веков. Век продолжался. В XIX в.

В России настенные росписи часто можно увидеть в церквях. На стенах Светогорского монастыря и Фераподова монастыря находятся удивительные произведения.

Католические церкви — например, церковь Санта-Мария в Риме — также украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или цифровой печатью, но старые мастера предпочитают классическую технику. Однако это не позволяет сэкономить деньги.

Самые известные фрески

Фреска. Микеланджело.

Микеланджело. «Дельфийские сивиллы». Отрывок из фресок на плато Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512 гг. Источник.

Фреска. Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область

Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Фераподовом монастыре. 1502-03. Вологда. Источник: dic.academic.ru

Фреска. Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя

Джотто ди Бондоне, «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304-06. Капелла дель Арена. Падуя Источник: https://dic.academic.r

Красивые фрески в интерьере гостиной, прихожей и других комнат квартиры

Екатерина Глущенко

Техника фресковой живописи долгое время была ведущей в росписях. Она распространилась со второго тысячелетия до нашей эры, начиная с Эгейского периода и далее. Своего расцвета она достигла в цивилизации античного искусства, когда использовалось много слоев земли с добавлением мраморной пыли. Доступные исходные материалы: известь, песок, цветные минералы, а также простота и долговечность, от которых зависела техника, сделали настенные росписи популярными в древнем мире. В первые века после Рождества Христова в Индии и Средней Азии появились росписи, технически схожие с настенной живописью. Средневековые фрески зародились в Древней Руси и Византии (10-12 века и 14-17 века), когда создавали свои произведения такие мастера, как Феофан Грек, Андреас Рублев и Дионисий.

Фресковая живопись развивалась в Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других странах. Это искусство достигло значительного расцвета в творчестве художников эпохи Возрождения в Италии, здесь следует упомянуть Микеланджело, Рафаэля, Джотто, Масаччо, а также Леонардо да Винчи с его знаменитой работой «Тайная вечеря».

В девятнадцатом веке искусство фресковой живописи продвигали немецкие мастера, а также некоторые представители модерна, например, Ф. Ходлер в Швейцарии. В двадцатом веке технику фресковой живописи использовали Боргонцони в Италии и Диего Ривера в Мексике. Техника настенной живописи популярна и сегодня. Хотя люди уже не верят в обязательную мистическую силу картин в доме, художественное оформление интерьеров остается актуальным.

Что такое фреска

Фресковая живопись — это техника, при которой роспись ведется по свежей (влажной) штукатурке, разбавленной прозрачными или известковыми красками на водной основе. Таким образом, роспись становится прочной и долговечной. Грунтовка и связующее вещество — одно: известь. Краска не осыпается: воздух оставляет на поверхности прозрачный слой нерастворимого карбоната извести, который стабилизирует и сохраняет пигменты.

Поверхность фрески — гладкая или зернистая — бывает двух видов: «грунтовка» и «штукатурка». В первом случае это смесь песка и извести, во втором — смесь извести, мелкого песка и мелкой мраморной крошки. Помимо собственно фресковой живописи, с древности существовала также живопись по сухой штукатурке: мастер Ченнини различал собственно фресковую живопись и живопись по мокрой штукатурке.

Читайте ещё:  Резка кафельной плитки и керамогранита болгаркой. Как резать плитку болгаркой.

И техника, представленная в трактатах — старые мастера заканчивали роспись «насухо» темперой, поверхность античной фрески полировалась горячим воском.

В Италии, начиная с XVI века, «чистая фреска» или «буон фреска» разрабатывалась без темперы. Использовались два слоя грунта, причем верхний слой наносился на участок, который художник хотел закончить за день или два. Впервые эта техника упоминается в трактате Ченино Ченнини (1437): художник должен был начать и закончить работу до высыхания извести, иначе ему пришлось бы удалять часть слоя извести и наносить новый. Таким образом, техника росписи стен требовала быстрой и безопасной работы.

Виды техник

Техника «a secco» — это роспись по сухой штукатурке различными связующими веществами: Яйцо в темперной живописи, масло, клей, известковая вода. В методе, называемом «меццофреско», на влажную или еще сырую поверхность наносится слой краски, которая не может проникнуть глубоко. Метод «фреска-секко» заключается в нанесении краски известковой водой на известковый раствор, в который добавляется гашеная известь и речной песок. Цветовая палитра может быть расширена за счет добавления казеина. Живопись с использованием клея или казеина была очень популярна в средние века и в античности. Стоит упомянуть древнюю технику «stucco-lustro», которая использовалась для изображения мраморных колонн. Для этого мраморный порошок смешивался с известью, что напоминает технику фрески.

Современная роспись стены с колоннами в столовой (гостиной). Визуально комната кажется больше.

Поверхности под фрески, оштукатуривание

  • Трепел;
  • Диатомит, пемза;
  • Гипс.

Бетонные поверхности, изготовленные из обычных цементов без специальной подготовки, не подходят для использования в качестве росписи из-за выделяющихся из цементных растворов известковых солей. Шлакобетонные поверхности, содержащие соединения серы, также непригодны. В этом случае штукатурка должна быть изолирована от поверхности специальной сеткой или керамическим слоем. Поверхности из природного камня, известняка, туфа и песчаника пригодны для кладки, но перед оштукатуриванием должны быть обработаны, чтобы штукатурка лучше держалась.

Плюсы и минусы метода

Внутренняя роспись стен имеет следующие преимущества:

Оформление стены с эффектом сепии

  • Настенная композиция создается вручную, поэтому дизайн помещения становится уникальным.
  • Техника позволяет создать рисунок любой сложности, от простого растительного орнамента до детально проработанного пейзажа.
  • Правильно подобранная тема поможет вписать фреску в любой интерьер.

Роспись по штукатурке имеет некоторые недостатки:

  • Исполнитель должен обладать художественным талантом и чувством пропорции.
  • Даже с талантом художника работу выполнить сложно, так как наносить рисунок надо достаточно быстро.
  • Необходимо знать, как правильно подготовить основу; от этого напрямую зависит долговечность изображения.
  • Заказ росписи по штукатурке – недешевая услуга. Стоимость нанесения считается в квадратных метрах и стартует от 1500-2000 рублей за квадрат, в зависимости от сложности изображения, профессионализма исполнителя, используемой краски, техники исполнения.
  • Процесс нанесения может занять много времени.

Технология создания фрески

Создание фрески кажется простым и понятным процессом, состоящим из следующих этапов:

Акцентное оформление стены

  • Стена (или потолок) покрывается свежей штукатуркой.
  • Пока штукатурка остается влажной, на нее наносят контур рисунка, а затем, с помощью водорастворимых красок, сам сюжет (или орнамент).
  • Когда штукатурка высыхает, изображение приобретает характерную глубину. Эффект образуется благодаря тому, что известь впитывает пигмент специфическим образом.

Кажущаяся простота процесса обманчива. Большое значение имеет подготовка основания, пропорции штукатурной смеси и техника нанесения краски.

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно. Как называется техника живописи по сырой штукатурке. 4

Список компаний, специализирующихся на отделочных материалах и сопутствующих работах

Современное применение традиционной техники

Покраска мокрой штукатурки красками на водной основе, как это ни покажется некоторым странным, является частью отделочных работ. Поэтому, как и при любых других отделочных работах, первым шагом является подготовка основания:

Фреска в современном интерьере

  • С поверхности потолка или стены удаляют старую отделку, очищают ее от пыли, убирают строительный мусор. Если старая штукатурка держится прочно даже при простукивании молотком, допустимо ее оставить.
  • Бетонную поверхность покрывают неглубокими насечками (5-8 мм), из расчета 100-120 штук на квадратный метр. Удобно использовать перфоратор с насадкой-долотом, болгарку или старый топор.
  • В кирпичной стене расчищают швы, а на поверхность наносят шероховатости молотком, зубилом или перфоратором.
  • Подготовленную к нанесению штукатурки стену обеспыливают.

Грунтовка и базовое оштукатуривание

Покраска по мокрой штукатурке требует тщательной подготовки уже на подготовительном этапе. Однако не пытайтесь сэкономить время и пропустить один из этапов: Вы рискуете нанести картину на ненадежную гипсовую основу, которая со временем потрескается.

Чтобы обеспечить целостность художественного произведения, важно добиться максимальной адгезии (сцепления) между штукатуркой и стеной. Для этого поверхность необходимо выровнять, а затем покрыть 2-3 слоями глубоко проникающей грунтовки. Не стоит экономить и заменять грунтовку более дешевым аналогом (например, раствором казеинового клея), так как это приведет к снижению адгезии.

Когда грунтовка высохнет, смочите поверхность и нанесите грубый слой штукатурки. Это необходимо по двум причинам: Во-первых, она выравнивает стену и скрывает дефекты, а во-вторых, создает основу для последующего оштукатуривания. Основание должно быть идеально ровным и хорошо просушенным.

Для фрески нужно несколько грунтовочных слоев

Живопись по сырой штукатурке: как сделать роспись правильно. Как называется техника живописи по сырой штукатурке. 5

Граффити на стене в разных планировках помещений

Подготовка раствора

Универсального рецепта не существует, состав с приемлемыми эксплуатационными характеристиками готовится следующим образом:

  • Известь гасят водой (обычно 2,5 л воды на 1 кг извести) и оставляют в таком виде на срок от нескольких дней до 1-2 недель. В результате химической реакции образуется пластичная масса – известковое тесто.
  • Подготавливают наполнитель: крупный песок, который можно разбавить кирпичной крошкой. Второй вариант более трудоемкий, но он стоит потраченного времени: с крошкой штукатурка дольше остается влажной, и у вас будет больше времени для рисования.
  • В замес можно добавить измельченное целлюлозное волокно или пеньку; это сделает штукатурку более эластичной и будет препятствовать растрескиванию.
Читайте ещё:  Как развести клей KLEO, инструкция. Обойный клей клео как разводить.

Смесь готовят непосредственно перед нанесением, соблюдая пропорции. Готовность к работе проверяют металлическим шпателем: Если после погружения в раствор и извлечения он остается чистым, значит, достигнута нужная консистенция и смесь готова. Для приготовления используются следующие пропорции:

Фрески в интерьерах разных комнат

С помощью фресок на стенах или даже картин на потолке можно подчеркнуть настроение помещения. Интерьер почти сразу приобретает свой собственный характер, и другие детали помещения должны подвергнуться изменениям.

Для гостиной

Это, пожалуй, самое подходящее помещение для фрески. Картину обычно размещают на центральной стене. Пейзажи традиционно выбирают для украшения главной комнаты дома, чтобы комната казалась больше и создавала ощущение свободы. Но картина подходит и для небольшой гостиной. Иногда она может визуально увеличить пространство. Если вам хочется классического оформления гостиной, вы можете украсить комнату известными картинами. И даже собственные портреты можно разместить на стенах в виде фрески. Кстати, у красивых фресок есть большое преимущество — они привлекают все внимание и отвлекают от мелких недостатков комнаты.

Для кухни

Обычно фреску размещают в том месте, где планируется столовая. Тем не менее, не стоит забывать, что сердцевина почти каждой фрески сделана из штукатурки, которая не совсем нечувствительна к влажности и перепадам температур. Поэтому стену с фреской не следует располагать рядом с мойкой и кухней. Выбор рисунков разумен — фрукты, цветы, натюрморты, летние пейзажи. Все они улучшат впечатление от обеда и создадут легкое, веселое настроение. Если картина имеет перспективу, она также может зрительно увеличить кухню.

Для спальни

Фрески часто размещают над изголовьем кровати; это логичное украшение для зоны сна и отдыха. Здесь также предпочтительны природные пейзажи. Изображения крупных цветов или облаков также хорошо смотрятся в декоре спальни. Яркие, очень детализированные фрески в этой комнате неуместны: они слишком экспрессивны для места, предназначенного для расслабления и успокоения нервной системы.

Для детской

Фреска хорошо вписывается в стену, возле которой стоит детская кровать. Для ребенка это хорошее решение, потому что он смотрит на фреску во время сна, что стимулирует его воображение и успокаивает. Ковры, которые висели на стенах в советских детских домах, выполняли ту же функцию. Только все можно было сделать более эстетичным без неприятного эффекта накопления пыли.

В качестве сюжета подойдет природный пейзаж или какой-нибудь сказочный сюжет. Цвета должны быть в меру яркими. Цветовая палитра не должна раздражать нервную систему ребенка. Хорошо, если это будет картина в спокойных, мягких тонах, на которой ребенок сможет сосредоточиться надолго.

Для прихожей

Для прихожей или коридора в квартире следует выбрать картину, способную визуально изменить темное и узкое пространство. Другими словами, фреска в светлых тонах — хорошая идея. При этом следует учитывать геометрию помещения, имеющуюся мебель и т.д. В узких комнатах фреска на потолке встречается редко, а вот на стене она является хорошим «продолжением» комнаты.

Известные фрески

Древнегреческие фрески — это живое напоминание о досовременном мире, культурное и социальное развитие которого до сих пор занимает ученых и искусствоведов. Древнегреческие фрески Кносского дворца — пример такого удивительного шедевра. Кносский дворец называют лабиринтом из-за его странной архитектуры. На стенах греческого «лабиринта» находятся фрески, в основном черно-красного цвета. Поскольку лица изображенных людей были детально прорисованы, предполагается, что фрески были написаны с натуры.

Интересно посмотреть, как развивалось искусство фрески в Азии — в храме Брихадишвары в Индии есть фрески, которые были выполнены еще до нашей эры. Когда некоторое время назад была обнаружена эта картина, ученые заподозрили, что среди настенных росписей могут быть древние фрески. И оно подтвердилось — исследователи увидели Шиву в различных красивых позах, окруженного спутниками и танцовщицами.

А в итальянском городе Падуя, в капелле дель Арена, фреска «Оплакивание Христа» Джотто живет уже более 700 лет. Работы итальянских художников, выполненные в этой технике, не менее ценны, чем самые известные картины мира. Страшному суду Микеланджело, украшающему Сикстинскую капеллу, уже 500 лет. А история «Афинской школы» Рафаэля, выставленной в Ватикане, почти такая же длинная.

Византийские, древнеегипетские, древнеславянские фрески — во многих культурах живопись на грубой штукатурке породила настоящие шедевры. Их привлекает свет, чистота красок и, конечно, абсолютное осознание вневременности произведения. Фрески пережили десятки поколений, смену государств, художественных школ, эпох и взглядов на искусство.

Изготовление

На всех этапах росписи поверхность должна оставаться влажной. Поэтому художники защищают ее от высыхания под воздействием солнечных лучей и течений. В конце дня они подвешивают фреску с помощью влажного пакета. Те, кто хочет сделать фреску своими руками, проходят определенные этапы.

  • Подготовка поверхности. Стены нужно выровнять и выгладить до идеального состояния. Для этого используется штукатурка идеального качества. После выравнивания стены выглаживаются просеянным известковым молоком.
  • Перенос контуров изображения на поверхность. Используется фресковая карта. Полноразмерный оригинал рисунка переносится контурно через копирку, по контурам с помощью шила выполняются проколы.
  • Заготовка красящих составов. Мастер, которого называют альфрейщик, использует оригинал в цвете и определенные пигменты затирает на воде. Так он получает цвета красок нужной тональности. Готовые смеси разливаются по емкостям, нумеруются.
  • Разделка участков рисунка. Основными цветами раскрашиваются участки, отбитые предварительно контурами. Раскрашивание происходит мягкими кистями. Сначала берутся за написание больших участков, потом переходят к детализированию.
  • Детальная роспись. Мягкими кисточками выполняется каждый мелкий элемент. Перерывов в выполнении элемента быть не может. Этим и экстремальна фресковая живопись, что возможности что-то исправить практически нет.

Для новичков настенная роспись — сложная техника. Поэтому они иногда пытаются устанавливать фабричные изделия. Хотя при этом используется гипсовая смесь, техника не является точной копией оригинальной фрески (в последнем случае — комбинированной). Но чтобы получить представление о том, как такая композиция будет смотреться в интерьере, такой опыт полезен

Техника стенной росписи и росписи водяными красками по сырой штукатурке

Таким образом, в освоении одной из техник настенной росписи можно выделить три этапа:

  • на сухой стене (tempora) красками, содержащими известь;
  • водными красящими составами с добавлением извести после того, как штукатурка высохла, а затем повторно обработана (secco или альсекко), либо по фресковому подмалёвку темперными;
  • известковыми красками на влажной, свежеуложенной штукатурке (fresco, as fresco, buon fresco).
Читайте ещё:  Виды керамической плитки. Какая бывает плитка для стен.

Читайте также: как подготовить стену под разные виды декоративной штукатурки

Как определить, как подготовить стену к росписи Как подготовить стену к различным видам росписи стен?

роспись стен

Техника покраски стены на свежеокрашенной поверхности состоит из ряда последовательных задач, большинство из которых выполняются одна за другой:

  • подготовка стены;
  • приготовление нескольких растворов;
  • последовательное нанесение каждого раствора;
  • приготовление красок;
  • создание эскиза, нанесение на верхний слой штукатурки;
  • герметичное закрытие стены плёнкой;
  • живопись по сырой штукатурке (прямой и обратный порядок);
  • сушка.

Подготовка поверхности стены

Эта техника окрашивания стен подходит не для всех материалов стен. Например, на газоблоках или других непрочных материалах окраска стен неприменима по разным причинам:

  • блоки слабы, не выдерживают веса штукатурного покрытия;
  • велика способность газобетона отбирать влагу у раствора;
  • при нарушении целостности стены гибнет драгоценный труд художника.

стены

Для настоящей фрески возможны три подложки:

  • кирпичная кладка;
  • блоки песчаника;
  • блоки железняка (камень) считаются лучшим стеновым материалом для фресковой росписи.

Однако современные мастера выполняют фрески и на бетонных стенах.

Подготовка кирпичной стены состоит из:

  • удалении цементной или негодной гипсовой штукатурки;
  • очищении от пятен;
  • углублении межкирпичных швов на 2-3 см;
  • нанесении изоляционно-адгезивного покрытия;
  • полноценной просушке.

Подготовка кирпичной стены

Цементные растворы не подходят для настенной росписи.

В прошлом основание изолировалось (это было необходимо для предотвращения проникновения воды в материал стены):

  • участок стены площадью ½ кв. метра прогревали широким бензиновым или керосиновым пламенем;
  • поверхностно нагретое место быстро промазывали разогретой смесью асфальта с каменноугольным дёгтем (1:3);
  • обжигали один раз лампой (нагретая смесь впитывалась в кирпич);
  • насыпанный на дощечку «острый» (неокатанный) песок переносили на тёплую дегтярную массу, к которой приклеивались песчинки;
  • обрабатывали следующий участок.

Это увеличивало адгезию стены и делало ее водонепроницаемой. Однако такое покрытие необходимо только в том случае, если стена плохо изолирована и вода поднимается от пола.

Применение в современных интерьерах фресок

Техника мокрой штукатурки с использованием красок на водной основе применяется для окрашивания больших площадей. Такая покраска красиво смотрится издалека.

фреска в современном интерьере

Для интерьеров дома роспись стен не уступает, необходимо лишь согласовать размер и тематику росписи красками на водной основе с помещением, его размерами. Также следует учитывать тот факт, что зритель будет находиться близко к фреске, что меняет визуальное восприятие.

Уникальная техника фресок альсекко

Упомянутая выше техника сухой штукатурки предполагает использование красок на основе сырых яиц, воды и клея. Такая роспись является водостойкой и поэтому может быть использована для фасадов. Alsecco все чаще используется для оформления беседок, заборов и подпорных стенок.

тайная вечеря фреска

Впечатляющим примером техники альсекко является Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» (1498).

Эта техника проще в применении и позволяет новичкам не торопиться и уделять внимание деталям. Краски наносятся на уже высохшую гипсовую основу, которую перед росписью увлажняют. На влажной штукатурке краски не впитываются в затвердевший слой штукатурки, поэтому их можно смывать.

Роспись по мокрой штукатурке — это каждый раз уникальное творение. Di

Оцените статью
Идеал Комфорт
Добавить комментарий