Вы заметили, что ваш двухкамерный холодильник Стинол 103 стал работать менее эффективно, и задумываетесь, какие шаги предпринять? Позвоните в Айс Мэн! Наши специалисты приедут на место и быстро устранят любую неисправность. Мы выполняем ремонт после подачи заявки в течение 24 часов и предоставляем гарантию на все установленные узлы, запасные части и услуги сроком на два года.
Как снять реле с холодильника Атлант: Замена реле холодильника Атлант, Стинол, Бирюса
Холодильник — это устройство, насыщенное множеством автоматических систем. Поэтому, чтобы выявить и устранить возникшие неполадки, даже незначительные, необходимо иметь хотя бы общее представление о принципах функционирования каждого узла и механизма устройства. Сегодня мы подробно рассмотрим функциональное назначение пускозащитного реле холодильника.
В качестве консультантов по данной теме выступают специалисты интернет-магазина запчастей для бытовой техники ALM-запчасти.
Знание принципов работы пускозащитного реле будет весьма полезным, если ваш холодильник стал включаться с перебоями.
Например, если он запускается только со второго или третьего раза или вообще работает через раз. Как можно понять из названия, пускозащитное реле играет важную роль в запуске работы мотор-компрессора после перерывов, предусмотренных технологическим циклом работы холодильника.
Принцип работы пускового реле холодильника довольно прост. Когда температура внутри камеры снижается ниже установленного терморегулятором значения, контакты терморегулятора замыкаются. В этот момент реле получает сигнал на запуск мотор-компрессора. Обычно вместе с пусковым реле в одном корпусе находится тепловое защитное реле, которое защищает мотор от перегрузок и перегрева. Это и называется пускозащитное реле.
В нормальных условиях работы холодильника данный процесс происходит в течение примерно двух секунд. Если мотор не запускается по какой-либо причине в этот промежуток времени, то срабатывает защита, и мотор не может запуститься снова, пока не получит новый сигнал для начала работы. Затем компрессор будет работать до тех пор, пока температура внутри камеры не достигнет нужного уровня, установленного терморегулятором. После достижения заданной температуры температурный датчик срабатывает, контакты пускозащитного реле размыкаются, и компрессор останавливается.
Когда температура в камере снова повышается выше установленного значения, весь цикл повторяется. Терморегулятор подает сигнал реле, контакты реле замыкаются, создавая замкнутую электрическую цепь, обеспечивающую электропитание для электродвигателя.
При запуске компрессор потребляет ток в 3-5 раз выше своего номинального значения. Это необходимо для того, чтобы разогнать двигатель до рабочего состояния. Именно на это и уходит эти самые пару секунд, о которых шла речь выше.
Одновременно с запуском двигателя холодильник начинает нагревать защитную пластину, вмонтированную в корпус пускозащитного реле. Если двигатель по какой-то причине не запускается, то через несколько секунд пластина нагревается до температуры, при которой она начинает деформироваться (выгибаться) и размыкает контакты защитного теплового реле. Это и описывает принцип срабатывания защитного механизма пускозащитного реле.
Как легко догадаться, следующая попытка запустить мотор-компрессора может быть предпринята системой лишь после того, как защитная пластина остынет и вернется в первоначальное состояние, замкнув контакты теплового реле. Если и последующие попытки запуска холодильника окажутся неудачными, это означает, что произошла поломка пускового реле. Эта деталь считается неремонтопригодной, поэтому неисправное пускозащитное реле придется заменить.
Как проверить исправность пускозащитного реле
Однако не спешите сразу покупать новую запчасть. Сначала постарайтесь проверить, работает ли пускозащитное реле. Убедитесь, что не нарушено его крепление. Согласно правилам, пускозащитное реле должно быть установлено строго вертикально (опору можно определить по отметке на корпусе). Только при таком положении сердечник реле при получении сигнала будет подниматься быстро, за те самые запланированные пару секунд и замкнет контакты цепи.
Замена пускового реле холодильника в Санкт-Петербурге, вызов мастера
Сколько стоит? | От 1200 р. |
Сколько длится? | 15-30 мин. |
Есть ли гарантия? | Да, на работу и запчасть по форме БО-1 |
Пускозащитное реле предназначено для начала и завершения работы мотора в холодильной системе. В процессе, когда двигатель достигает необходимых оборотов, катушка отключается — именно поэтому требуется реле. При увеличении подачи электрической энергии контакты устройства сжимаются, после чего запускается компрессор.
- Тип таблетка. Эта деталь изготовлена из материала, который расширяется при нагреве, и имеет форму таблетки. Когда температура достигает максимального уровня, контакты размыкаются и катушка останавливается. Для поддержания постоянной температуры на обмотке используется дроссель. При неисправности такого типа реле можно услышать характерный звук, похожий на рассыпающийся порошок, что указывает на изменение положения прибора.
- Биметаллический тип. Существуют также реле, имеющие в конструкции биметаллическую пластину, которая выгибается при подаче электричества, тем самым замыкая контакты. Различия также наблюдаются по способу крепления: одни реле устанавливаются на неподвижную рамку, другие — непосредственно к проводу.
Стоимость замены пускозащитного реле в Нева-Сервис — от 1200 руб.
Симптоматика и порядок замены
Поломка пускозащитного устройства может проявляться различными способами, однако чаще всего диагностировать проблему не так уж и сложно. Если холодильник включается и сразу выключается (при этом не работают ни холодильная, ни морозильная камеры) и вы слышите характерный щелчок, то с высокой вероятностью можно оценить, что причина — в неисправности реле. Другие признаки включают появление посторонних шумов (стуки, гудение, дребезжание) и случайные срабатывания защитной системы.
Замена пускозащитного реле — относительно простой процесс, и стоимость детали и работы мастера сравнительно невысока (например, в случае с маркой Атлант стоимость замены пускового реле холодильника может быть даже очень привлекательной). Общий алгоритм замены выглядит следующим образом:
- Сначала необходимо демонтировать старый механизм и установить новый;
- Затем фиксируем устройство с помощью винтов, которые удерживают пускозащитный реле на месте;
- Следующим шагом является подключение внешних контактов с помощью проводов, которые были отмечены при демонтаже старого реле;
Признаки поломки пускового реле
Как понять, что проблема заключается именно в реле?
Если вы слышите щелчки при запуске мотора, а сам компрессор сразу отключается после этого, причина, скорее всего, кроется в неисправности пускового механизма. При осмотре детали может быть выявлено наличие подгоревших контактов и клемм, что говорит о необходимости замены детали.
Для того чтобы правильно провести замену, важно понимать, как функционирует реле.
Принцип работы и типы реле
Пускозащитное реле контролирует включение и выключение двигателя. Когда мотор достигает необходимых оборотов, катушка должна отключаться, и для своевременного выполнения этой задачи устанавливается реле. При увеличении мощности электричества контакты реле сжимаются, что приводит к запуску компрессора. Когда подача электроэнергии снижается, контакты разжимаются — мотор отключается.
Существует два основных вида пускозащитного реле:
- Пусковой механизм в форме таблетки. Он изготавливается из материала, который при нагреве расширяется. Когда температура достигает максимума, контакты в механизме размыкаются, оставляя катушку без питания. Чтобы обеспечить необходимый уровень температуры на обмотке, используется дроссель. При поломке подобного реле может меняться его положение, а также слышен звук рассыпавшегося порошка.
- Индукционное пусковое реле. При подаче тока в электромагнитах замыкаются контакты, а при постепенном снижении напряжения — размыкаются.
Встречаются и реле с биметаллической пластиной, которая выгибается при подаче электричества, замыкая контакты.
Перед тем как заменить реле, убедитесь, что купленная запчасть соответствует типу компрессора и марке холодильника (таким как Стинол, Бирюса, Атлант, Индезит и другим). Узнать стоимость детали можно с помощью интернета.
Стоит учитывать, что установка детали зависит от типа крепления к компрессору. Различают два основных типа крепления:
- Пусковое реле ДХР. Оно работает с типом двигателя ДХМ и фиксируется на неподвижной раме;
- Тип РТП. Он может быть прикреплен к проводу, при этом ток работы ниже по сравнению с предыдущим вариантом.
Как охлаждает холодильная камера
Фреон, попадая в испаритель, проходит через конденсатор, осушитель и капилляр. Охлаждение запускается и останавливается по сигналу терморегулятора. В течение простоя компрессора испаритель размораживается, достигнув плюсовой температуры. Снежный налет на задней стенке камеры начинает таять, и вода скапливается в специальной емкости на компрессоре через трубку слива. При запуске мотора, который нагревается до 90 градусов, испаренная вода скапливается и выводится.
Холодильники Стинол, особенно модель 103, можно отнести к ветеранам холодильного рынка. Поэтому наши мастера отлично знают все нюансы ремонта и основные поломки. Рассмотрим, какие узлы чаще всего выходят из строя в Стиноле 103.
Термостат холодильной камеры — от 1500 руб*
Терморегулятор контролирует температуру в отделении и управляет компрессором. Охлаждение осуществляется не напрямую, а через испаритель. Конец трубки терморегулятора находится в испарителе и реагирует на изменения температуры. Когда датчик замечает, что температура в испарителе достигает заданного нижнего значения, контакты размыкаются, и компрессор отключается. В состоянии покоя испаритель холодильной камеры нагревается и оттаивает. Как только температура в испарителе достигает верхнего уровня, предусмотренного термодатчиком, контакты замыкаются и включают компрессор.
Неисправный термостат не может корректно определить значение температуры испарителя холодильной камеры, что может привести к неисправной работе компрессора. В первом случае отделение остается без охлаждения, что приводит к порче продуктов. Во втором варианте мотор холодильной камеры не отключается, и отделение начинает перемораживать.
Чтобы решить проблему, требуется смена терморегулятора холодильного отделения.
Мотор-компрессор морозильной камеры — от 1700 руб*
Компрессор отвечает за перемещение фреона по системе охлаждения морозильной камеры. Хладагент под давлением поступает в систему обогрева двери, затем попадает в конденсатор, проходит через капилляр в испаритель и возвращается обратно к мотор-компрессору.
Если двигатель неисправен, компрессор не запускается или отключается сразу после начала работы. В результате морозильное отделение перестает охлаждаться, и температура в нем начинает постепенно повышаться. Лед и снег начинают таять, под холодильником возникают лужи воды.
Требуется замена мотор-компрессора для устранения данной поломки.
Утечка в контуре обогрева двери — от 1800 руб*
По периметру двери морозильной камеры проходит стальная трубка с фреоном, которая обогревает конденсат. Со временем стальная трубка подлежит коррозии, и в ней образуются отверстия, через которые уходит хладагент. Эта утечка существенно влияет на эффективность охлаждения морозильной камеры. Сначала она начинает работать хуже, а затем может совсем перестать охлаждать.
Для устранения данной неисправности необходимо обрезать контур обогрева, а испаритель соединить с компрессором напрямую. После заправки хладагентом холодильник будет работать нормально, однако размораживать морозильник придется чуть чаще, чтобы избежать образования льда на дверце.
☎ (8482) 616-505
Если ваш холодильник включается и сразу (в течение нескольких секунд) отключается, скорее всего, причина кроется в неисправности пускового реле. В большинстве случаев при этом слышно щелчок. Причиной может быть как физический износ, так и перегрев. Во втором случае компрессор будет горячим. Перегрев, в свою очередь, часто является следствием неправильного функционирования компрессора и постоянного срабатывания пускового реле.
Если мотор не перегревается, то замена пускового реле поможет решить проблему. Однако если перегрев все же присутствует, то необходимо менять компрессор. В этом случае замена реле решает последствия, а не саму причину возникшей проблемы.
Реле холодильника — схема подключения и как проверить на работоспособность
Современные электромеханические устройства, как правило, оснащаются специальными устройствами, которые регулируют их работу и обеспечивают защиту от перегрузок. В холодильниках всех производителей таким устройством служит пускозащитное реле.
Это устройство крайне необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входят две обмотки: пусковая и рабочая. Первая нужен только для создания пускового момента и запуска компрессора, в то время как вторая служит для поддержания ротора в рабочем состоянии за счет постоянной подачи на нее переменного тока.
Механизм индукционного замыкания
Схема подключения реле не сложна. На вход устройства подается питание, условно делящееся на «ноль» и «фазу», а на выходе эта фаза подразделяется на две линии. Первая линия соединена с рабочей обмоткой электродвигателя, в то время как вторая подключается к пусковой обмотке через пусковой контакт.
В реле как старых, так и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а затем проходит через соединение с биметаллической перемычкой. При резком увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и других поломок) пружина нагревается, соприкасаясь с перемычкой, которая под действием температуры меняет форму, размыкая контакт и отключая компрессор.
Схема индукционного замыкания
В этой схеме для запуска электродвигателя используется катушка (К1), которая подключена параллельно рабочей обмотке. Подключение напряжения при неподвижном роторе двигателя вызывает увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, что притягивает подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После того, как ротор наберет обороты, ток в цепи понижается, и магнитное поле в соленоиде уменьшается, что позволяет пусковому контакту разомкнуться силы тяжести или компенсирующей пружины.
Позисторный механизм включения
В современных бытовых холодильниках используется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий свое сопротивление при повышении температуры). Схема данного устройства аналогична индукционному реле, но вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта здесь применяется позистор, подключенный в стартовую цепь.
Когда подается питание на компрессор, температура резистора мала, и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора на начале уже существует сопротивление, он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Этот цикл повторяется после срабатывания термореле при следующем включении холодильника.
Замена пускозащитного реле компрессора — это сложная работа, требующая технического обслуживания холодильников, поэтому не стоит пытаться сделать ее самостоятельно. Заказывая услуги в «Доктор Холод», наши клиенты могут рассчитывать на:
- Квалифицированный персонал, выполняющий работу;
- Использование оригинальных запасных частей;
- Выезд на место в удобное для клиента время;
- Бесплатную диагностику;
- Ремонт холодильников в Тольятти и районах — Автозаводский, Центральный, Комсомольский;
- Гарантию на ремонт холодильника до 12 месяцев;
- Срочный ремонт в день обращения;
- Приемлемую цену на услуги;
- Бесплатную консультацию по телефону;
- Отвечаем на все вопросы, касающиеся ремонта холодильников;
- Удобный график работы;
- Ремонт без перерывов на праздники и выходные;
- Мобильную мастерскую для выполнения ремонта на дому;
- Профессиональное оборудование для ремонта холодильников.
Возможные дефекты холодильников, когда необходима проверка, а при необходимости и замена регуляторов температуры
- Компрессор холодильника не включается вне зависимости от положения ручки регулятора температуры. При попытке перевести ручку в положение «ВЫКЛЮЧЕНО» не издается характерный щелчок.
- Компрессор холодильника работает постоянно, даже с ручкой регулятора в положении «ВЫКЛЮЧЕНО». Температура в морозильной и холодильной камерах значительно ниже обычной.
- Температура в морозильной и холодильной камерах выше нормальной даже при максимальном положении (максимально по часовой стрелке) ручки терморегулятора.
На примере холодильника Stinol-103 опишем процесс замены терморегулятора холодильной камеры типа К-59 (информация о маркировке типа и номерах выводов размещена на его корпусе). Этапы будут представлены на рисунках 3-9.
С помощью шила или тонкой отвертки аккуратно поддеваем ручки регуляторов температуры и снимаем их (на рис. 3 показана левая ручка).
В холодильнике Stinol-101 имеется только одна ручка регулятора температуры.
Далее снимаем декоративную накладку 2. Накладка состоит из 6 выступов, которые захватывают её в приборной панели управления. Два выступа находятся по бокам накладки и два (снизу и сверху) на расстоянии 17 см от её краев. Поскольку накладка сделана из хрупкого материала, при её демонтаже следует проявлять осторожность. После снятия накладки отворачиваем гайки 1, которые удерживают регуляторы температуру (рис. 4). Затем откручиваем шестигранные винты крепления приборной панели управления. Следует помнить, что при снятии панели необходимо в последнюю очередь отвинтить крепежные винты для навески двери 1 (рис. 5). Дверь при этом нужно поддерживать. После отвинчивания всех винтов поднимаем панель и снимаем дверь. Далее на задней части холодильника откручиваем винты крепления и снимаем верхнюю крышку.
Вынимаем терморегулятор из приборной панели (рис. 6) после отключения контактных соединителей. Чтобы избежать путаницы при подключении нового регулятора, их необходимо промаркировать.
В холодильной камере отворачиваем пластиковую накладку 1 (рис. 7) и освобождаем капиллярную трубку 2. Снимаем блок освещения 1 (рис. 8), предварительно открутив винт, утопленный в его корпус. Вытягиваем капиллярную трубку терморегулятора через отверстие 2.
Подключаем новый терморегулятор. При этом крайне важно не повредить капиллярную трубку. На конце трубки имеется участок без изоляционного материала. При установке трубки необходимо следить, чтобы этот конец оказался полностью скрытым под декоративной накладкой 1 (рис. 7). Чтобы предотвратить загрязнение холодильной камеры, закройте отверстие на задней панели холодильника, образовавшееся во время монтажа-демонтажа капиллярной трубки, специальной пластической массой 1 (рис. 9). Поскольку длина капиллярной трубки значительно превышает необходимую, её аккуратно укладываем в свободные участки под верхней крышкой холодильника.
Сборка холодильника выполняется в обратном порядке.
Следует учесть, что после установки двери в последнюю очередь нужно будет закрутить винты крепления её навески 1 (рис. 5).
Проверка терморегуляторов
Понятно, что произвести испытание терморегуляторов в домашних условиях невозможно, так как это требует специального оборудования. Однако существует простой способ их визуальной проверки. При комнатной температуре контакты 3 и 4 терморегуляторов серии К должны быть замкнуты. Если вы замечаете признаки неисправности (см. начало статьи), замкните перемычкой контакты 3 и 4. Если после этого компрессор запускается, то можно сделать вывод о неисправности терморегулятора, и необходимо будет его заменить.
Следует отметить, что терморегуляторы имеют настроечные винты. Обычно они закрашены краской, и их регулировка без специального оборудования не рекомендуется.
В таблице представлены технические характеристики терморегуляторов серии К.
* Регулируемый диапазон
— это разница между точкой замыкания в самом теплом положении терморегулятора и точкой замыкания в самом холодном положении. Для терморегуляторов К52, К59, К61 данный параметр учитывает разницу между точками размыкания в наиболее теплом и в наиболее холодном положении.
** Перепад срабатываний
— это разница между точками замыкания и размыкания контактов терморегулятора.