Немецкий стандарт DIN 580 предписывает изготовление рым-болтов в диапазоне размеров от М6 до М64 с рабочей нагрузкой от 80 кг до 3,2 тонн. Диаметр резьбы определяет размер болтов, т.е. если маркировка М10, то диаметр стержня 10 мм. Чем больше диаметр резьбы, тем больше грузоподъемность.
Грузоподъемность рым-болтов и рым-гаек
Для того чтобы поднимать, опускать или удерживать собственным весом тяжелые грузы, производители металлических изделий изготавливают специальные болты, а точнее, болт и гайку. Эти болты снабжены кольцом, в которое зацепляется крюк или ремень подъемного механизма. Распространенными приставками к основному обозначению являются «с кольцом», «с проушиной», «с ушком».
Рым-болты («eyebolt» от голландского «кольцо») когда-то использовались только в судоходстве, но сегодня область их применения стала гораздо шире. Они служат точкой крепления для перемещения и транспортировки машин, механизмов и металлоконструкций. Транспортировка станков, оборудования, двигателей, насосов, установка мачт и свай, буксировка транспортных средств. Это лишь несколько примеров, когда болты помогают решать производственные задачи.
Применение этих изделий включает в себя крепление соответствующих анкеров к грузам и транспортным контейнерам. Для кольцевой гайки используется резьбовой стержень, для кольцевого болта — резьбовое отверстие с внутренней резьбой. Если корпус поднимаемого оборудования имеет выступы (или утолщения), то наличие гайки в комплекте с этим болтом необязательно.
ГОСТ на рым-болты для подъема
Учитывая особенности рым-болтов, к их надежности предъявляются высокие требования. Основным государственным стандартом на рым-болты является ГОСТ 4751-73. Они изготавливаются с метрической резьбой от М8 до М100 и выбираются в зависимости от нагрузки, на которую рассчитаны. Материалом для их изготовления служит углеродистая сталь марки 20, 25, которая обладает высокой твердостью и прочностью сердцевины.
Эти крепежи буквально подвергаются жестким испытаниям на прочность. Они должны выдерживать вес, превышающий их первоначальную несущую способность на 100 %, с допуском не более 5 %.
Способ изготовления винтов также важен. Сварка абсолютно неприемлема, поэтому их ковают или штампуют, затем подвергают термической обработке и удаляют готовое изделие. Наиболее распространенными покрытиями для болтов являются цинк или хром, но в некоторых случаях могут использоваться и другие антикоррозийные покрытия.
Грузоподъемность рым-болта
Нагрузочная способность болтов указана в стандартах на каждый размер и зависит от направления обхвата по отношению к оси резьбы материала и плоскости кольца. Например, грузоподъемность болта M30 составляет:
- 2000 кг — направление стропа совпадает с осью крепежа и строп в плоскости кольца.
- 700 кг — направление стропа с отклонением до 45º от оси крепежа, строп в плоскости кольца.
- 300 кг — направление стропа с отклонением до 45º от оси крепежа, строп отклоняется от плоскости кольца до 45º.
Что такое рым-болт и как его используют
Проушина болта — это крепежный элемент, который является частью такелажа, т.е. используется для подъема, транспортировки и фиксации грузов. Она используется не только в грузоперевозках, но и в строительстве и других областях. Конструкция винтовых болтов довольно проста, но надежна и эффективна. Современные изделия соответствуют DIN 580-2010, ГОСТ 4751-73 и другим стандартам.
Винт состоит из двух частей: самого винта и кольца (его называют «болт»). Винт вкручивается в отверстие, а на его гнездо зацепляется веревка. Кольцо может либо вращаться в пазу, либо быть монолитным. Вообще, существует множество типов винтовых болтов, о чем мы расскажем ниже. Их главная особенность в том, что они могут быть как неподвижными, так и подвижными, что может быть важно в некоторых случаях. Существует несколько основных типов винтовых крышек:
- Длинные имеют гайку, то есть, болт вкручивается в сквозное отверстие и дополнительно фиксируется гайкой, что повышает его надежность. Плюс тут в том, что отверстие может быть даже без резьбы.
- Стандартные имеют более короткий болт, кроме того, они цельные, а их кольцо не может прокручиваться. Это распространенный вариант для тяжелых грузов, который считается надежным, но минус в том, что обязательно нужно отверстие с резьбой.
- Рым-болты без болта, которые просто накручиваются на уже установленный болт. Они отличаются небольшими размерами, но могут использоваться только там, где болты уже были предварительно установлены.
- Еще один популярный вариант, в котором кольцо установлено в паз и может вращаться в разных направлениях.
Иногда вместо кольца имеется крючок, что облегчает удержание груза. Конечно, это не все типы, есть еще много других, например, поворотные проушины, расширительные анкеры, анкерные анкера, резьбовые шпильки, которые используются очень редко.
Как делают рым-болты
Изготавливаются они либо методом сверления, либо методом литья. В качестве материала используется углеродистая или высоколегированная сталь, но есть также изделия из низкоуглеродистой стали. Последние должны быть оцинкованы, чтобы защитить их от коррозии. Это очень важно, поскольку они обычно используются на открытом воздухе. Оцинковка может быть выполнена четырьмя способами:
- Холодным, где на уже готовые изделия наносят раствор. Самый простой способ, защита от коррозии хорошая, но не лучшая.
- Гальванический – более сложный способ, при котором готовые изделия помещают в емкости с раствором солей цинка, после чего их подвергают воздействию электричества и происходит цинкование.
- Диффузный, при котором чаще всего рым-болты обрабатывают парами цинка при высоких температурах. В результате получается хорошая защита от коррозии, правда такие изделия выглядят не очень хорошо, но в данном случае это мало кого волнует.
- Горячий, который является самым распространенным, потому что он прост и дает самый оптимальный вариант. Готовые рым-болты помещают в цинк, температура которого около 460 градусов по Цельсию.
Сфера использования и назначение
Штыри в основном предназначены для разгрузочно-погрузочных работ, где они удобны, надежны и гибки. Они также используются для вытягивания транспортных средств на производстве. Они широко применяются в строительной отрасли, где они наиболее часто используются в настоящее время. Кроме того, их часто применяют при строительстве временных сооружений, где они используются для фиксации шпал. Например, при строительстве различных больших палаток и куполов. Их также используют при установке рекламных конструкций.
Применяются они и в морской промышленности, так как это первая отрасль, где широко используются болты, особенно в варианте с подвижным кольцом. Их используют как для такелажа (поэтому они относятся к этой подгруппе крепежа), так и для стыковки судов.
Сегодня втулки изготавливаются по современным технологиям, что обеспечивает их надежность и долговечность. При их использовании очень важно знать технические характеристики, например, максимально допустимую нагрузку, и ни в коем случае не превышать их. Кроме того, важно правильно установить болты и соблюдать простые правила эксплуатации:
- К одному креплению можно подсоединить только один трос;
- Ось болта должна быть под прямым углом относительно отверстия;
- Необходимо следить за возможным появлением визуальных дефектов – это признак того, что крепеж нужно менять;
- Все элементы рым-болта перед установкой должны быть чистыми.
Производство рым-болта
Существует два метода изготовления винтовых болтов: забивание или сверление. Существует два способа изготовления шуруповертов: два вида обработки стали; обработка стали играет особую роль в производстве, она может быть углеродистой или легированной. В обоих случаях это высокопрочная и очень качественная сталь. Разница лишь в том, что одни шурупы используются во всех направлениях, а другие — только там, где они не подвергаются воздействию влаги.
Винты, обработанные углеродом, оцинкованы. Они не ржавеют, устойчивы к атмосферным воздействиям и могут без проблем использоваться в воде и для корабельных и речных перевозок.
Втулки из сплава — это неоцинкованные изделия, которые так же прочны, как и оцинкованные, но могут быть подвержены коррозии и ржавчине. Поэтому их используют там, где они не контактируют с осадками и другими неблагоприятными для них условиями.
Где применяют рым-болты и их виды
Наиболее важные параметры винтовых болтов:
- длина стержня;
- оцинковка;
- размер резьбы;
- диаметр кольца внутри и снаружи.
Чем легче поднимаемый груз, тем меньше диаметр кольца и меньше стержень. И наоборот, чем тяжелее груз, тем больше диаметр кольца и длиннее стержень. Болты используются на заводах, в мастерских и местах, где работают люди. Поэтому болты изготавливаются в соответствии с международными и национальными нормами. Ошибки в производстве не допускаются.
Однако производители могут изготавливать болты по индивидуальным заказам:
- изготовление для больших нагрузок – рым-болты с вытянутыми (удлинёнными) кольцами;
- для погрузки нетяжёлых предметов изготавливают рым-болты с вертлюгом;
- с длинным стержнем для тяжёлых грузов;
- для деревянных погрузок и т.д.
Перед погрузкой на стройплощадку болты проверяются на прочность и долговечность. Только после этого они вводятся в эксплуатацию.
- На каждом рым-болте должен быть знак ГОСТа №4751.
- Кроме ГОСТа идёт и знак резьбы (ее размер).
- По этим параметрам определяется для каких нагрузок предназначен рым-болт.
- А на кольце изделия пробивают знак, который указывает на производителя.
Иногда размер резьбы указывается и на втулке, но допускается указывать значение под втулкой.
Длинный болт выглядит так, имеет гайку на конце резьбы для затягивания и может быть использован при необходимости. Или нет, если болт вкручивается в отверстие и фитинг не нужно зажимать с двух сторон.
Обратите внимание, что существуют цельные болты, у которых нет резьбового отверстия в гнезде. Они чаще всего используются для крупных деталей, тяжелых грузов и крепежа.
Существуют также втулки с кольцевыми болтами, то есть они имеют меньшую длину. Это важный аспект — они обычно используются для более мелкой арматуры.
Резьбовой болт используется для жесткого соединения компонентов, где это необходимо. Они используются для крепления тяжелых металлических предметов, а также в машиностроении, судостроении и других областях строительства.
В дополнение к рым-болтам часто используется рым-гайка в форме подковы. Оба конца затягиваются гайками, рым-болт помещается внутрь и закрепляется гайками. Эта арматура также часто используется.
Рым-болты — это высокопрочные изделия, используемые для соединения, крепления арматуры или транспортировки грузов.
Рым-боты и нормативы
Произнося слово «крепеж», профессионалы всегда имеют в виду определенные нормы, которым должен соответствовать крепеж.
Существуют три стандарта для болтовых соединений:
- ГОСТ 4751-73 (Российский стандарт);
- DIN 580 (Немецкий стандарт)
- ISO 3266 (международный стандарт).
Согласно ГОСТу, допустимая нагрузка на болтовое соединение (муфту) составляет при условии соблюдения их правильной конструкции:
- Для рым-болта М8: 120 кг при вертикальном подъеме;
- Для болта М 100X6: 20 тонн при вертикальном подъеме.
Другие допустимые нагрузки для болтовых соединений показаны на следующем рисунке.
Особенности рым-болтов
Болты должны быть изготовлены из стали марки 20 или 25. Основным процессом производства является штамповка. Также возможна ковка. Возможно нанесение защитного покрытия.
Шпильки болтов крепятся к корпусу через сквозное отверстие в гайке или ввинчиваются в резьбовую втулку в самом корпусе. Стандарты втулок для резьбовых болтов определены в ГОСТ 4751-73.
Следует отметить, что крепежное гнездо рым-болта по этому стандарту является основным.
Классификация
Размеры гаек также определены стандартом DIN 582.
Маркировка на боковой стороне кольца рым-болта указывает размеры, материал и завод-изготовитель.
Размер резьбовой поверхности варьируется и может быть M6, M8, M10, M12, M16, M18, M20, M24, M26, M30, M36, от M4 2 до M48. Производятся также нестандартные размеры, например, M4, M5, M7, M22, M27, M33, M39, M39x2, M100. Согласно DIN, такие детали не рекомендуется производить, и их можно приобрести только по запросу. Наиболее распространенными размерами являются M8-M16.
Гайки также классифицируются следующим образом:
- по виду кольца – круглой формы, овальной или в форме закругленного прямоугольника;
- по размеру втулки – низкая или высокая (удлиненная);
- по нагрузке – несиловые и силовые;
- по типу резьбы – с мелкой метрической резьбой, то есть когда размер указан в миллиметрах, или с дюймовой резьбой, соответственно, здесь размер будет в дюймах.
Измерение в дюймах впервые стало популярным в США и Великобритании, в то время как в Европе и Азии преобладала метрическая система. В результате возникла проблема совместимости различных типов крепежа. Затем Великобритания приняла метрическую систему измерения и отказалась от измерения в дюймах.
Отличить американскую систему измерения резьбы от метрической невозможно, так как угол профиля одинаков — 60 градусов. Отличить можно по маркировке: Метрическая система обозначается цифрами, а дюймовая — линиями. Крепежи с разной резьбой никогда не бывают взаимозаменяемыми, так как при их свинчивании в конструкции остается зазор или пространство. Единственной сложностью при сборке кольцевой гайки является правильное соединение двух элементов.
Существует три варианта головок болтов:
- А – головка в форме петли;
- В – силовой вариант, увеличенная головка;
- D – уменьшенная головка.
Как появляется на свет каждый болт?
Сталь марки 20 или 25 обычно используется для стандартных элементов. Эти типы болтов изготавливаются либо методом ковки, либо методом штамповки. Метод ковки более сложен, но изделия получаются более точными и долговечными. Единственным недостатком этого метода является то, что болты могут отклоняться на несколько миллиметров, но это отклонение допускается ГОСТом. Метод штамповки более простой за счет механизации. Изделия изготавливаются на специальных станках. Сталь нагревается при высоких температурах, а затем заливается в специальные формы.
На винтовых кольцах могут быть некоторые заусенцы или сплющивания, которые допускаются стандартами и могут быть исправлены в процессе производства. Эти мини-дефекты могут быть удалены травлением или хонингованием, но ни в коем случае не кипячением. Это недопустимо. Затем все винты должны быть очищены от солей и восстановлены до нормального внешнего вида. При изготовлении таких крепежей, скорее всего, потребуется дополнительная термическая обработка. Это позволит увеличить долговечность данных элементов. Следует избегать различных центрирующих отверстий в этих элементах. Это влияет не только на качество, но и на долговечность. Кроме того, стержень не должен иметь трещин и зазубрин.
В отличие от кольца, стержень не должен иметь вмятин, заусенцев или растрескавшейся резьбы. Это дефект, который будет влиять на крепеж в будущем.
Как правило, все изделия перед продажей должны пройти испытание на нагрузку. Часто для этого берут несколько рым-болтов и подвешивают на кольцо определенный груз, в таком состоянии их следует оставить на несколько часов. Нагрузка намного тяжелее, чем предполагалось. Если через определенное время не происходит деформации, то детали считаются соответствующими нормам и стандартам, а рассматриваемый рым-болт (ГОСТ 4751-73) предлагается к продаже.
Грамотное обращение с крепежом для успеха работы
Перед началом работы важно обратить внимание на качество крепежных элементов. Как и любая деталь, они должны быть не только устойчивыми, но и безопасными. Они используются с большими нагрузками, поэтому следует соблюдать некоторые простые, проверенные профессионалами правила. Перед использованием необходимо проверить качество крепежа; следует избегать изношенных или поврежденных рым-болтов. Кроме того, не следует использовать погнутые или деформированные отверстия.
Читайте также: Испытание 3 способами
Важно, чтобы отверстия и резьба были чистыми перед использованием. Не следует использовать винты, которые были изменены, укорочены или изменены иным образом. Помимо тестирования, при сборке необходимо соблюдать определенные правила. При использовании компонентов не превышайте допустимую нагрузку (обычно это можно проверить по таблицам, вложенным в упаковку). Не используйте обычные болты и гайки, если требуется боковая нагрузка. Для боковых нагрузок следует использовать только рым-болты с гайками или проушинами.
Важно использовать эти крепления при допустимых рабочих нагрузках: Если угол к вертикали составляет e twa 90 градусов, то допустимая нагрузка обычно может составлять 30% на линию, а при 90 градусах допустимая рабочая нагрузка не должна превышать 25%. Эти болты не должны укорачиваться при креплении к грузам, а отверстия перед креплением должны быть правильно просверлены под подготовленный крепеж или должны использоваться шайбы. Важно, чтобы не только сами болты, но и гайки были закручены до упора.
Даже если крепеж был правильно установлен и проверен на качество, при перемещении груза необходимо соблюдать следующие правила безопасности: Не стойте под грузом во время работы и поднимайте его равномерно, не раскачивая; важно проверять ход во время такой работы. Рым-болты следует загружать на уровне рым-болта, а не под углом. При использовании лент с двумя или несколькими ветвями важно, чтобы нагрузка рассчитывалась в соответствии с углом наклона ленты. Очевидно, что это наука не для бытового использования, а для крупных строительных проектов или логистических центров, где нагрузки тяжелее и ответственность выше.